Разговор о том, что волнует, первым начал ректор МГУ Виктор Садовничий. Опасение вузовского сообщества вызывают законопроекты об автономных некоммерческих организациях и об аттестации кандидатов на должность ректора и введении должности президента вуза. Первый грозит возможной приватизацией, во втором настораживает формулировка «назначение ректора». «Автономия вузов не должна быть затронута или даже хотя бы декларативно ущемлена», - сказал Виктор Антонович. А чтобы к ректорам-победителям не возникало вопросов по поводу нецелевого использования выделенных средств, Садовничий предложил публиковать все отчеты о проведении работ в интернете. «Такая прозрачность действительно пойдет на пользу всем», - согласился Дмитрий Медведев.

Пока одни ректоры прихлебывали чай, другие обращались с предложениями к первому вице-премьеру. Роман Стронгин, ректор Нижегородского госуниверситета, говорил о необходимости расширения масштабов целевой аспирантуры, а Владимир Курилов, ректор Дальневосточного госуниверситета, предложил принять федеральную программу поддержки естественных наук. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обратил внимание коллег на то, что именно в университетах наука должна развиваться опережающими темпами, а основной капитал вуза - это преподаватели, которые ведут интенсивную научно-исследовательскую работу. Для них нужно вводить персональные гранты и надбавки, а фундаментальные исследования нужно поддерживать особенно.

Через два часа активного общения чай, конечно, остыл, зато градус откровенности повысился до максимума. «Кое-где мы так обветшали, что еще немного, и уже нечего было бы поддерживать», - вздохнул Юрий Карабасов, ректор Московского госинститута стали и сплавов, и рассказал о том, как безнадежно отстали от ведущих предприятий большинство технических вузов. «У нас вообще все обветшало в стране, и вузы в том числе, - ответил ректору Дмитрий Медведев. - Конечно, дополнительные инвестиции, которые впрыснуты в высшее образование, позволят где-то что-то подкрасить, докупить, сделать, но не это главное. Главное - это то, что государство демонстрирует приоритет своего развития». А раз это так, заключил первый вице-премьер, есть надежда, что существующие в образовательной среде проблемы будут решаться. Вузы-победители станут «локомотивами перемен в высшем образовании, а их опыт послужит ориентиром для других».