Ах, если бы мы знали, как много значат в нашей жизни глаза, так, наверное, берегли бы их с самого раннего детства. А мы что делаем... Вот, например, компьютеры. Всем известно, что они портят зрение. Экран ведь располагается очень близко от лица: каких-нибудь 50, максимум 60 сантиметров. И отвлечься от работы, чтобы передохнуть, «ну просто невозможно!». А результат: очки носит чуть ли не каждый третий ребенок в старшей школе.

- Почему это происходит? - спрашивает меня руководитель научно-исследовательских медицинских программ Регионального общественного фонда содействия внедрению социальных инноваций кандидат медицинских наук Александр КОТРОВСКИЙ. И сам же отвечает:

- Глазное яблоко имеет три группы мышц. Глазодвигательные обеспечивают направление взгляда, изменяя направление оптических осей. Есть также мышцы, управляющие радужкой, точнее, диаметром зрачка. В зависимости от потока света, который нужно пропустить, он колеблется в пределах от 1 до 8 миллиметров. Значит, если свет постоянно ровный (а именно такой и исходит от компьютера), то мышцы, которые расширяют и сужают зрачок, напрягаются и длительное время остаются в таком положении. Когда глазодвигательные мышцы направляют взгляд (то есть изменяют направление оптических осей) на экран, то оси эти перестают быть параллельными. Они сходятся. Мышцы же соответственно напрягаются и долго удерживают оси под одним углом. И чем ближе у экрана лицо человека, тем сильнее напрягаются мышцы глаз. Иначе говоря, вторая группа мышц тоже длительно напряжена.

Но есть еще и третья группа. Это мышцы цилиарного тела хрусталика, - продолжает Александр Викторович. - И они так же, как и первые две, напрягаются очень сильно. Почему? Хрусталик находится в капсуле, которая придает ему более плоскую форму для взгляда вдаль. Чтобы смотреть на экран компьютера, эта группа мышц должна раздвинуть капсулу. То есть опять же сильно для этого напрячься. Благодаря напряжению хрусталик принимает более выпуклую форму и проецирует на сетчатку глаза изображение, находящееся на близком расстоянии.

- Честно говоря, я не понимаю, в чем состоит вред от постоянного напряжения. Ну напрягаются мышцы - и что?

- А то, что кровоснабжение всех трех групп мышц резко ухудшается. Представьте себе, что несете тяжелый чемодан два-три часа. Легко ли вам потом согнуть руку в локте? Нет. И это потому, что мышцы руки перенапряглись. То же самое происходит и с глазами.

- Ну и что же делать?

- Гимнастику. Помните из своего детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»?

- Но гимнастика для глаз делается повсеместно! «Посмотрите на ручку, потом в окошко. Снова на ручку и опять в окно». Во многих школах в классах на стене висят «восьмерки». Другие крутят головой и соответственно взглядом по углам.

- Знаете что? - снисходительно улыбается Котровский. - Для настоящего расслабления это нужно сделать... 300 раз!

- Вот тебе на! И где же выход? Какой учитель сможет подвигнуть ребят на такое?

- Учитель - нет. А вот особый аппарат сделает это за пять минут в конце урока информатики. Уже существуют в практике тренажеры для глаз. Они действуют по принципу: включается и выключается свет. Лампочки этого аппарата проецируются на сетчатку глаза. Свет выключился - мышцы расслабились, включился - напряглись. Режим «вкл. - выкл.» легко меняется.

- И что же происходит во время такой гимнастики?

- Мышцы, которые отвечают за сближение осей при взгляде на близкое расстояние, начинают ритмически сокращаться. Мышцы, отвечающие за диаметр зрачка, тоже. Работают и мышцы цилиарного тела.

Но есть, как оказывается, еще одна проблема, которую с успехом решает тренажер. Это один и тот же цвет экрана компьютера. Проблема тоже опасная для здоровья человека. Но, как я уже сказал, решаемая. В нашем глазу есть три вида цветовоспринимающего аппарата. Это колбочки сетчатки глазного дна. Красночувствительные, сине- и зеленочувствительные. Сигналы от них поступают в головной мозг, и мы видим целую гамму красок.

- А почему целую гамму? Колбочек-то только три.

- Это основные природные цвета, все остальные - смешение их. Так вот, офтальмологи, работавшие на тренажере со своими пациентами, заметили, что он снимает не только глазное, но и эмоциональное напряжение. Причин для подобного рода напряжения, как известно, в школе достаточно. Мы уже говорим даже о школьных неврозах, а не просто об эмоциональных перегрузках.

- А в чем они проявляются?

- Ребенок, да и взрослый тоже, подвергшийся сильному эмоциональному напряжению, становится раздражительным, усталым, вспыльчивым. Или же, наоборот, это проявляется апатией, снижением настроения... Иначе говоря, человеческая душа чувствует себя дискомфортно. А разрядки нет!

- Я читала, что эмоциональное напряжение - одна из причин заболеваний внутренних органов.

- Это действительно так. Вегето-сосудистая дистония, например. Любая. И по гипертоническому, и по гипотоническому, и по кардиальному типу. Все эти заболевания - типичный результат психоэмоционального напряжения. Ими страдает очень много людей. И по идее заниматься такими больными должен психиатр. Однако внимание психиатров в большей степени уделяется социально опасным болезням: психозам, шизофрении, депрессиям. Более простые случаи передаются терапевтам. И что же делает терапевт? Применяет химиотерапию! Но таблетки не снимают эмоциональных перегрузок, они только на время, например, снижают давление. Результат такого лечения: гипертония становится хронической. А за ней просматриваются атеросклероз, инсульт, инфаркт. Так вот, к чему я все это повествую-то: тренажер для глаз помогает снимать психоэмоциональное напряжение.

- Как это происходит?

- Начну издалека, чтобы было понятно. Вы не замечали, страдаете ли зимней депрессией?

- Не знаю. Но зимой я уж точно не такая, как летом. Плохо сплю, настроение в основном грустное. Снижается работоспособность, а вот вспыльчивость, обидчивость, наоборот, повышаются. Хочется сладкого.

- Вы все правильно описали. Хотя другие зимой больше спят, то есть страдают сонливостью. В это время года в коллективах происходит больше конфликтов, людям труднее установить контакты друг с другом. Так вот, происходит это потому, что зимой в природе присутствуют в основном такие цвета: серый, белый, черный. Голубое небо, желтое солнце и зеленая роща в январе невозможны. Когда из природы уходят краски, наше эмоциональное самочувствие резко ухудшается.

- Вы обмолвились, что эту проблему можно решить...

- Конечно! Американцы, например, лечат зимнюю депрессию с помощью засветок. Включают утром мощные лампы на 2000 люкс. Это мощность прожекторов! Она увеличивает работоспособность, но, увы, и агрессивность тоже.

Мы пошли другим путем. В нашем тренажере для глаз есть цветофильтры: зеленые, синие, красные. Если ученик перевозбужден, беспокоен, мы ставим зеленые фильтры, если, наоборот, вял, сонлив, - красные. Когда тренажер работает, в глазах школьника мелькают соответствующие его состоянию цвета. Так снимается два вида напряжения: трех групп мышц глаза и эмоциональное.

- Это цветотерапия! Я уже слышала о ней.

- Мы говорим о цветотерапии, когда человек болеет. И о цветостимуляции, когда он здоров. Мы просто запускаем суточные ритмы летнего времени. Ведь почему или, вернее сказать, зачем он чувствует сонливость зимой? Сонливость заставляет человека побольше спать и потому жить не раздражаясь...

- Ну подождите-ка! Сегодня у нас есть на вооружении специальный аппарат, а триста лет назад человек, что же, не страдал от зимней депрессии?

- Значительно в меньшей степени. И вот почему. «Лечение» было вокруг него. Он регулярно ходил в церковь, где много голубого, зеленого и желтого. Золотые купола подсознательно ассоциируются с солнцем. Петр Первый не зря ввел зеленую елочку в Новый год. Устраивал фейерверки. Заставлял всех приходить на балы в красивых нарядах, да и сами залы были очень ярко освещены.

- То есть вы хотите сказать, цвет действует на человека...

- Ассоциативно. Если в природе есть зеленый, значит, это лето, солнце, тепло. Есть еда, вода, то есть все то, что поддерживает жизнь. Черный цвет ассоциируется с темнотой, ночью. И потому вызывает у людей страх. Человек - это ведь животное, и если оно не видит опасности, то испытывает чувство готовности к неприятностям, то есть страх. Красное ассоциируется с огнем, вулканом, с кровью, с небом перед грозой. Другого красного в природе нет. Белый цвет - это зима, холод, замирание жизни. Голубой у крестьянина - это небо без облаков, солнце невысоко, значит, можно пахать. Он вызывает у нас повышение работоспособности, поэтому фон экрана компьютера часто устанавливают голубым. Синий умиротворяет, клонит в сон. Недаром у католиков много синего, успокаивающего цвета использовалось в витражах. Фиолетовый цвет в природе - это, как правило, смесь красного и синего. Он высокоэнергетичен, загадочен, таинствен... Коричневый ассоциируется с безжизненной землей, на которой ничего не растет, это депрессивный цвет. Серый - с небом, дождем, он успокаивает и даже тормозит. Когда вам хорошо спится? В дождь.

- Александр Викторович, вы так много уже рассказали мне о тренажере для глаз. Как он точно называется? Кто его создал?

- В начале 90-х годов к нам в Региональный общественный фонд содействия внедрению социальных инноваций обратились офтальмологи с простым прибором, где был всего один режим. Прибор позволял улучшить зрение. Он понравился нам. Потом офтальмологи заметили, что он снимает и эмоциональное напряжение. И мы решили усовершенствовать его, сделать комплексным. Дали электронщикам техническое задание. Мы теоретически разработали режимы, которые нужны врачам. А задача электронщиков была эти решения материализовать, воплотить в жизнь. Так и появился на свет аппарат, состоящий из двух частей. В 1998 году Комитет по новой медицинской технике Минздрава России рекомендовал для клинического использования «аппарат визуальной цветоимпульсной стимуляции для снятия эмоционального напряжения (АСИР)». Сегодня в нем 184 режима, сгруппированных в 23 программы. Он совсем небольшой - как телефонный аппарат. Семилетний опыт применения АСИРа показал высокую активность профилактики и лечения заболеваний, в основе которых лежит эмоциональное напряжение: неврозы, вегетососудистая дистония, бессонница. А также при зрительном утомлении (при работе с компьютером, например). Аппарат состоит из очков (больше похожих на бинокль. - С.Ц.) и электронного блока. Блок устроен так, что им можно пользоваться на ощупь, без посторонней помощи. АСИР ремонтопригоден, все детали отечественные и заменяемы.

- Я знаю, что фонд подарил 30 таких приборов одной из школ Беслана...

- Да. Это осуществилось при помощи международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». Вообще в Северной Осетии по достоинству оценили аппарат. Два министра, образования и здравоохранения, подписали совместные методические рекомендации по использованию АСИРа в школах для профилактики близорукости. Противопоказаний у этого прибора нет. Испытания он прошел в Центральной клинической больнице и Медицинской академии последипломного образования в Москве. Отзывы только положительные.

- А в бесланской школе как к нему относятся?

- Очень хорошо! Ведь мы продумали даже, как прикрепить аппарат к столам, чтобы дети чего-нибудь не открутили, не смогли бы включать во время урока самостоятельно и не сорвали бы тем самым урок. Разработали простую и понятную для не медиков инструкцию по применению. Теперь во многих школах Северной Осетии в кабинетах информатики можно на каждом столе видеть такой аппарат. В планах республики обучить школьных врачей, которые уже будут лечить, а не просто заниматься профилактикой. В Северной Осетии мы работали совместно с государственным учреждением «Дирекция инвестиционных проектов», руководит которым Леонид Петрович Беленький.

P.S.

Подробности можно узнать по тел.: 907-18-80, 907-07-90.