Пока еще на большей части территории нашей страны школа и другие уровни образования финансируются таким образом. Их учредитель оплачивает счета организаций, то есть оплачивает издержки. В результате складывается ситуация, когда учреждение (будем говорить о школе) не управляет своими деньгами, ими управляет учредитель.

Раз учреждение не управляет финансовой составляющей, значит, оно фактически не распоряжается ничем. Это означает, что учредитель, по сути, управляет этим учреждением, не делегируя те права, которые обязан был бы отдать по закону директору. Поэтому коллектив, да и директор размышляют примерно так: «Раз мне дают деньги за то, что у меня большой штат, то я и буду его увеличивать. Я приду в отдел образования и расскажу им, что тут есть заезжий профессор, который очень хорошо умеет делать вот это. И я его приглашу, дайте мне деньги, еще я введу новый предмет, еще один час чего-то». И тогда складывается ситуация, когда финансируются не ученик, не поставленные цели и задачи, а те размышления, которые пришли директору в голову.

Альтернативой, принципиально другим способом организации финансовых отношений выступает такой принцип. Давайте мы не будем финансировать издержки школ. Давайте мы будем финансировать ученика как задачу, которую мы ставим в школе. Школа должна обучить его по таким-то стандартам, по таким-то программам, и это стоит столько-то. И тогда в зависимости от того, сколько учится детей, будет построен бюджет школы. Одновременно нужно тут же отдать директору право распоряжаться этими деньгами и нужно тут же обязать директора открыть у себя бухгалтерию со счетами в банке или казначействе, не важно. Но должны быть своя бухгалтерия и свои счета.

И тогда директор становится полноправным управленцем, полноправным менеджером, и мысль о том, что директор должен быть лучшим учителем в школе, особенно если школа большая, оказывается неверной. У директора другие задачи. Он должен найти лучших учителей, и в этом смысл его деятельности, но сам он может не быть учителем вообще.

По сути, когда говорят о переходе на нормативное бюджетное финансирование, говорят о том, чтобы дать образовательному учреждению статус действующего самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынке образовательных услуг; дать директору все права по организации деятельности этого образовательного учреждения, но и спросить с него в полной мере в соответствии с полученными правами.

Поставить соответствующую задачу перед образовательным учреждением - уже проблема органов управления. Это их задача - ставить цели, контролировать движение к целям и вовремя корректировать это движение, если изменилась та или иная ситуация. Но ни в коем случае не управлять школой, не подменять директора на его посту.

Ефим КОГАН, консультант Национального фонда, подготовки кадров