Как педагог, я убеждена, что медалист сам по себе не вырастет. Нужен совместный труд всех предметников. Мне приходилось разбирать случаи, когда у всего класса были плохие оценки. Учительница бушевала на родительском собрании: «Все тупые!» Родители отвечали ей тяжким молчанием. Пытались жаловаться, писали заявления, им отвечали, мол, заменить не можем.

Учитель имеет в руках уникальный инструмент воздействия на детей и родителей: классный журнал. Чуть что не так - два. Поди докажи, что твой ребенок умница. Одной из моих дочерей попалась учительница, кричавшая на каждом уроке: «Тупые! Не укладываются в программу!» С большим трудом удалось добиться, чтобы ее отправили на заслуженную пенсию. К младшей дочке пришла другая, Наталья Яковлевна Жучкова. Все дети у нее оказались талантливыми, легко усваивали программу, на летнюю практику записались именно к ней. Какой предмет вела? Труд! В нашей семье шить умеет только одна дочь. Были мы «тупыми» и в средней школе, и в старших классах. На два последних года пришла Ольга Ивановна Баннова - и исчезли постоянные переживания, непонимания, слезы унижения. Прекратились панические вечерние звонки: «Ваш папа знает, как решать такие задачки?» В гуманитарном классе не стало нужды брать ребенку репетитора по математике. Существенно изменилась атмосфера родительских собраний.

Вспоминая свои школьные годы, вижу перед собой лица людей разного возраста. Регулярно появлялась молодежь, были люди постарше, которые могли передавать свой опыт. Сегодня в некоторых школах, если пенсионеры уйдут все сразу, станет пусто. Где взять целые педагогические коллективы, кто поможет молодым специалистам освоиться? Минувшей осенью у нас в районе торжественно приветствовали шестерых молодых специалистов, пришедших по окончании педагогического вуза работать в школу. Шесть - на самый большой район миллионного города!

Ко мне обращаются немногочисленные молодые педагоги и спрашивают советов не о том, как вести предмет, этому их научили в вузе. Интересуются, как справляться с дисциплиной, что делать с детьми, которые не хотят или не могут учиться, как вести себя с родителями, что почитать о проблемах подросткового поведения. Обращаются часто и родители.

Слушая очередную обиженную мать, я даю один и тот же совет. Что бы ни произошло, поддержите ребенка. Помню, как в третьем классе учительница вызвала в школу мою маму, сообщила ей, что я отругала одноклассника ненормативной лексикой. Мама тогда добилась, чтобы вызвали того самого мальчика. Он повторил слова, которые я вычитала в энциклопедии. На долгие годы осталась благодарность маме, которая ни на секунду во мне не усомнилась - и тогда же исчезло доверие к учителю.

Что я говорю родителям? Если возник настоящий конфликт, обращайтесь к администрации всех уровней. Будьте готовы к тому, что придется сменить класс, школу. Увы, такое бывает. Большинство учителей считают, что они правы, и искренне обижаются на учеников и родителей.

Суммируя, могу сказать: сегодняшнее положение в отечественной школе складывалось в течение многих лет. Школа отражает происходящее в обществе. Хорошо, что объявлены национальные проекты, провозглашена модернизация образовательных учреждений. Надеюсь, не будет забыт старый постулат: кадры решают все. В стране множество педагогических вузов, куда деваются тысячи выпускников? Почему наше среднее образование держится в значительной степени на плечах пенсионеров? Даже если дать человеку с полувековым стажем работы миллион, преподавать по-новому он не станет.

Если возможно, хочу через газету протянуть руку поддержки и Римме Трубкуловой, и всем остальным страдающим за своих детей матерям. Дорогие родители, помогайте своим детям, поддерживайте их в любой ситуации.

Нина КОПТЮГ, преподаватель английского языка, кандидат педагогических наук, Новосибирск