Татьяна АВЕРКИНА, учитель истории УВК №2 имени Киселева, Воронеж:

- О Дне России мы рассказываем в программе курса граждановедения. И одновременно говорим об этой дате при изучении любой темы в течение всего учебного года. Особенно на последних уроках, посвященных новой России 1991-2000 годов. Обсуждаем, что заложено в этом понятии - Новая Россия, какие экономические, политические реформы проводятся, какова правовая культура, менталитет населения, что препятствует формированию гражданского общества. Стараемся привлекать к обсуждению младшие и средние классы, проводим беседы о российской символике. В течение 10 лет у нас ежегодно проходит Неделя истории, в прошлом году мы посвятили ее 60-летию Победы, а в этом - символам России.

Надежда ДМИТРИЕВА, заместитель директора по УВР, учитель истории школы №212, Санкт-Петербург:

- История Отечества - один из самых сложных курсов, поскольку каждый учитель помимо фактологических знаний вкладывает в него свое отношение, свой взгляд. Когда я рассказываю ребятам о дне 12 июня, я говорю обо всем, что касается патриотического отношения к России. У самих детей эта дата прочно ассоциируется с каникулами. Но это не их вина: они родились позже событий, случившихся в 1990-е годы. Другое дело - родители, для которых 12 июня еще не стало далекой историей, но здесь мнения могут быть самые различные.

Олия ГАТАУЛЛИНА, учитель истории школы №44, Уфа:

- На уроках истории мы изучаем события, которые предшествовали провозглашению независимости России, говорим о роли первого Президента РФ Бориса Ельцина и о значении создания правового государства для развития нашего общества. Изучаем государственные символы России.

Константин ИСАЕНКО, учитель истории школы №115, Омск:

- 12 июня для меня не совсем понятный праздник. В этот день первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, а в 1998-м он стал отмечаться официально. Но ведь как бы ни называлось наше Отечество, оно всегда было суверенно и независимо. А после распада Союза от кого «суверенны» мы стали? Сами от себя? Но это лишь мои соображения. В преподавании истории предпочитаю ограничиваться изложением «голых» фактов, точек зрения ученых, мнений политиков. Главное, чтобы дети сами научились делать выводы и доказывать логику своих суждений.

Софья КОЧЕТОВА, учитель истории и обществознания лицея №87, Нижний Новгород:

- Праздник 12 июня связан с суверенитетом, с независимостью, с формированием демократии в понимании правового государства и гражданского общества. Мы с ребятами изучаем Конституцию как в блоке по истории Отечества в 9-м классе, так и в обществознании, и когда говорим о государственных символах, включаем сюда и праздники, хотя в программе праздников нет. Но ведь дети есть дети, и они задают вопросы по сути - о национальных проблемах в нашей стране, о чеченской войне и другие, в которых еще сами политики не могут разобраться. Поэтому многие ребята говорят, что этот праздник только формируется, и чтобы отмечать его торжественно, нужна дистанция.

Ирина СУВОРОВА, учитель истории школы №23, Рыбинск, Ярославская область:

- История этого дня изложена в учебниках. На мой взгляд, гораздо важнее рассказать детям о моих личных впечатлениях, которые еще очень свежи. Люди среднего и старшего поколения помнят, что это было время самой высокой политической активности россиян. Мы смотрели в прямом эфире заседания Верховного Совета, спорили до хрипоты, отстаивая свою позицию.

Василий КАЗУСЬ, преподаватель истории, председатель районной Думы Чернышковского района Волгоградской области:

- Эту дату российской истории мы с учениками никогда не обходим. Я рассказываю детям, с какими событиями она связана. 12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Данному историческому факту даются порой диаметрально противоположные оценки. Но хочешь не хочешь, 12 июня 1990 года определило статус современной России, ее настоящее и будущее. На этом уроке мы обязательно говорим и о малой родине, ее роли в жизни человека.