Потерянное солнышко

Во-первых, в Новгородской области просто-таки рекордное число детей посещают дошкольные образовательные учреждения - в 2005 году, например, 98,7 процента ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет и 69,2 процента малышей от года до трех. Это на фоне средненьких 50-60 процентов общероссийских! Столь широкий охват детского населения детсадовскими услугами стал возможен в большой степени и за счет активно организующихся всюду, где только позволяют условия, групп кратковременного пребывания (в общих данных учтены и дети, посещающие эти группы). Другой интересный факт - по программам нового поколения в том же 2005 году в Новгородской области работали 92,8 процента дошкольных образовательных учреждений. А еще - но это пока эксперимент! - в Великом Новгороде разработали новый механизм по аттестации дошкольных образовательных учреждений. Слово мудреное - «аттестация». Это для взрослых, наверное - для воспитателей детского сада, заведующих - важна эта аттестация. А в чем она изменит жизнь, например, моего соседа Саши Иванова - обыкновенного мальчика, который в 2006 учебном году пойдет впервые в детский сад?

Портфолио для Саши

По эксперименту в 2005-2006 году уже отработали пять дошкольных образовательных учреждений Великого Новгорода. Зачем им это было нужно?

- Прежний, старый механизм аттестации дошкольных учреждений предлагал только критерии оценки условий, которые создавали детям администрация дошкольного учреждения и педагоги, - рассказывает Светлана НИКИТИНА, главный методист отдела дошкольного образования Новгородского областного центра развития образования. - Такой механизм показывал, что делается взрослыми для того, чтобы организовать образовательный процесс, но не давал представления о том, чем же овладел ребенок в период пребывания его в дошкольном учреждении - каждый конкретный ребенок!

Между тем ключевой позицией современного дошкольного образования является не просто содействие приобретению ребенком набора знаний, умений и навыков, а в первую очередь содействие становлению маленького человека как личности. Развитие ребенка, на наш взгляд, и должно быть приоритетом в дошкольном образовании. (Как говорилось в статье «Диплом для выпускника детсада», по отношению к детям дошкольного возраста главная задача должна быть - «растить и стараться наилучшим образом развить в них то, что заложено самой природой».)

Согласно новому механизму аттестации педагоги в группах должны будут завести специальные дневники или журналы по развитию детей. Эти журналы в отличие от школьных - не для того, чтобы выставлять отметки, то есть это журналы не для детей, а для педагогов. Что будет в них? Не двойки, тройки и даже, увы, не пятерки. Особые пометки педагога, относящиеся к каждому конкретному ребенку, - как происходит его личностное становление, что он умеет (брать на себя роль в игре, высказывать свои мысли, сотрудничать со сверстниками, обращаться за помощью к взрослому, ориентироваться и использовать различные источники информации). И что пока не умеет или умеет не очень хорошо! Такие систематически анализируемые данные помогут педагогам не только успешнее работать с конкретным ребенком самим, но и «подсказывать» родителям особенности его развития - ведь в детском саду дети проводят больше активного времени, чем дома!

С первого дня, в который ребенок пришел в детский сад, воспитатель группы заводит для него папку, названную в рабочем варианте в эксперименте модным словом «портфолио». А что? Чем он не звезда, мой сосед Саша Иванов, чтобы не собрать для него портфолио, то есть папку его индивидуальных достижений? Ведь он и рисует, и штриховать умеет, и поделки делает, и загадки знает, и умеет сказать, что противоположное слову «тонкий» слово «толстый», а слову «высокий» - слово «низкий»... Аппликации, рисунки, записанные Сашины ответы на трудные вопросы воспитатель Сашиной группы вложит в его портфолио, а журнал развития напомнит воспитателю, что Сашенька, к сожалению, не знает, что хлеб печет пекарь, а тетя, которая шьет, называется швеей...

- И тогда после проведения каждой очередной диагностики знаний и умений ребенка воспитатель будет определять зону ближайшего развития ребенка, - раскрывает тайны эксперимента Анна ПЯТЛИНА, главный специалист Комитета по образованию Новгородской области. - Например, один ребенок не умеет составлять рассказ по картинке. Другой не знает названия профессий. У третьего беден запас слов, например прилагательных. Педагог через индивидуальную работу - игры, занятия - будет восполнять конкретные пробелы в развитии конкретного ребенка. Через некоторый срок - снова диагностика. Не получилось выполнить задачу - какова причина? Может быть, подобраны были неправильные или неинтересные приемы, а может, этот ребенок на этом этапе своего развития не способен выполнить столь высокую задачу, ему пока нужно освоить умения попроще... Если задачу выполнить удалось, педагог ставит следующую задачу, определяет новую зону ближайшего развития. Как он определяет задачи? Требования к умениям и знаниям детей по возрастам берутся из государственных программ по дошкольному образованию. Да и диагностика, собственно говоря, проводилась всегда - она утверждена в программах. Но прежде кто-то из воспитателей проводил ее активно, кто-то нет... Новая система аттестации дошкольных учреждений образования делает эту работу обязательной, поскольку фиксированные результаты развития каждого ребенка вместе с другими результатами станут влиять на аттестационные показатели работы всего дошкольного учреждения. Нов и сам подход к диагностике, в котором главное - не просто отметить результат, а работать с каждым ребенком индивидуально над улучшением этого результата.

Мы сейчас прорабатываем возможность пополнения индивидуальных детских портфолио и замечаниями других педагогов, помимо воспитателя группы. Физрук, например, может отмечать динамику спортивных достижений ребенка: в более младшем возрасте умеет ли он ходить по досочке шириной в 15 см, в более старшем - за сколько пробежит столько-то метров... Музыкальный работник, преподаватель изо, логопед, психолог - все они могут пополнить портфолио.

Воспитатель

поможет

Новая система аттестации с сентября 2006 года станет обязательной для всех дошкольных образовательных учреждений в Новгородской области. Решение об этом, по всей вероятности, будет принято уже в начале июня. На уровне детских садов все это кажется очень интересным, а главное - перспективным, открывает горизонты развития... Так ли это на самом деле? Куда отправится среднестатистический Саша Иванов после окончания детского сада со своим портфолио? И оно кому-нибудь нужно - знать, что в возрасте трех лет Саша рисовал солнышко в виде кружка с кривоватыми лучами, а в подготовительной группе Саша и небо уже стал изображать в три краски, и этакий багровый фантастический закат?..

- К сожалению, сейчас отсутствует необходимая преемственность между детским садом и школой, - считает Анна Пятлина. - Наш эксперимент, похоже, начальному звену школы совсем не нужен. Если бы школа давала нам заказ на то, какие качества, знания, умения, навыки в современных условиях она хотела бы видеть в выпускниках наших детсадов, - но школа такого заказа не дает. Противоречия абсурдны - многие учителя, как известно, говорят о том, что ребенок, поступающий в школу, не должен уметь читать и писать, чтобы им было удобно с детьми работать - и в то же время основная масса школ проводит при поступлении для детей тестирования, проверяющие навык чтения, логику...

Так кому-нибудь нужно солнышко Саши Иванова? Будущие Сашины учителя! Саша, конечно, когда пойдет в школу, нарисует вам новое солнышко, и вы подивитесь, какой у мальчика талант! А вдруг не заметите, вдруг пропустите - их ведь так много в классе, Сашиных сверстников, а в параллели еще больше, а в целой школе?! Воспитатель Сашиной группы в детском саду мог бы вам помочь...

Великий Новгород