Проанализировав, в какой степени обучение на военной кафедре помогло сформировать такие необходимые для военной службы качества личности, как настойчивость, дисциплинированность, воля, требовательность, целеустремленность, физическая выносливость и т.п., исследователи получили следующие результаты.

Более половины офицеров - выпускников военных кафедр и их непосредственных начальников отметили, что военная кафедра помогла сформировать такое качество, как дисциплинированность, более трети - умение ценить войсковое товарищество. От 27 - 20 процентов респондентов указали, что обучение на военной кафедре способствует формированию интереса к военному делу, целеустремленности, настойчивости, требовательности, 15 - 14 процентов - трудолюбия, воли, физической выносливости, 9 процентов - умения действовать в экстремальных условиях.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что на военных кафедрах проводится определенная работа по формированию у студентов военно-профессиональных качеств личности. Вместе с тем не уделяется должного внимания морально-психологической подготовке будущих офицеров к службе. Исследование также показало, что при призыве офицера на военную службу не всегда выполняется требование о назначении его на должность в соответствии с полученной военно-учетной специальностью. Более чем у 60 процентов опрошенных первичная офицерская должность не соответствовала полученной военно-учетной специальности.

Уровень военно-профессиональной подготовленности оценивался по традиционной шкале: 5 - очень качественная, 4 - достаточная, 3 - скорее достаточная, чем недостаточная, 2 - недостаточная. Оценка производилась по следующим показателям: в целом, строевая выучка, умение организовывать повседневную деятельность подчиненного подразделения, нести и организовывать службу внутреннего наряда и караула, вести боевую работу на образце вооружения, эксплуатировать его, руководить подразделением в ходе боевой работы, общеинженерная подготовка, теоретические знания по военно-учетной специальности, командные и методические навыки. Анализируя данные исследований, можно заключить: оценка непосредственными начальниками показателей военно-профессиональной подготовленности офицеров - выпускников гражданских вузов и их самооценка очень близки между собой, причем молодые офицеры из студентов оценивали себя более критично, чем их непосредственные начальники. Это свидетельствует о достаточно высокой достоверности полученных результатов.

Военно-профессиональная подготовленность офицеров - выпускников гражданских вузов стабильно, на протяжении нескольких лет оценивается как достаточная. Средняя оценка по этому показателю составила 3,29 балла и превысила оценки по частным показателям военной выучки. Из всех составляющих военно-профессиональной подготовленности офицеров - выпускников гражданских вузов наиболее высоко оцениваются их инженерные знания и навыки.

Средняя оценка теоретических знаний по военно-учетной специальности составила 3,26 балла, умения эксплуатировать образец вооружения - 3,24 балла, общеинженерной подготовки - 3,16 балла. Число офицеров, чьи инженерные знания и навыки оценены неудовлетворительно по показателям теоретических знаний по военно-учетной специальности составило около 10 процентов.

Подготовка офицеров как организаторов боевой работы также оценена как в основном достаточная. Средняя оценка их умений вести боевую работу на образце вооружения - 3,10 балла, умений руководить подразделением в ходе боевой работы - 3,02 балла. Методические навыки молодых офицеров в среднем оценены в 3,07 балла.

Подготовленность офицеров в управленческой сфере оценивалась по следующим показателям: умение нести и организовывать службу внутреннего наряда, умение организовывать повседневную деятельность подчиненного подразделения, умение нести и организовывать караульную службу, командные навыки и строевая выучка. Из этих показателей наиболее высоки оценки умения нести и организовывать службу внутреннего наряда, а также повседневную деятельность подразделения - в среднем, чуть больше 3 баллов. По остальным трем показателям подготовленность офицеров оценивается в основном как недостаточная.

В процессе исследования офицеры - выпускники гражданских вузов и их непосредственные начальники внесли ряд предложений, нацеленных на повышение качества подготовки офицерских кадров на военных кафедрах. Например, повысить уровень строевой выучки студентов; практических навыков ведения и организации боевой работы подразделения; эксплуатации вооружения; активнее формированть командные и методические навыки; ввести на военных кафедрах курсы «Организация повседневной деятельности подразделений» и «Психолого-педагогические основы руководства воинским коллективом»; повысить качество теоретических знаний студентов по изучаемым военно-учетным специальностям.

Результаты исследования подтверждают, что подготовка офицерских кадров на военных кафедрах гражданских вузов нуждается в совершенствовании. Первоочередные задачи: морально-психологическая подготовка будущих офицеров к военной службе, повышение уровня их строевой выучки и командных навыков, а также практических навыков выполнения служебно-боевых задач.