В нем приняли участие президент Клуба военачальников РФ маршал Игорь Сергеев и представители Клуба генерал армии Владимир Шуралев, генерал-лейтенант Владимир Калашников, вице-президент Российской ассоциации Героев, Герой Советского Союза генерал-полковник Юрий Зарудин, руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Федоров, заместитель директора Российского военного историко-культурного центра (Росвоенцентра) при Правительстве РФ генерал-полковник Владимир Гребенюк, начальник Центральной телевизионной и радиовещательной студии Минобороны РФ капитан 1-го ранга Илья Николаев, директор Санкт-Петербургской Межрегиональной ассоциации дополнительного образования (МАДО) Алексей Ахрамеев, преподаватели и студенты вуза.

Поле еще не вспахано

Приветствуя гостей, ректор МГТУ отметил, что в старейшем техническом университете России всегда уделяли большое внимание патриотическому воспитанию. Убедительное свидетельство его эффективности - воспитанники вуза, творцы прорыва в космос и ракетно-ядерного щита нашей Родины, многие выдающиеся ученые, изобретатели и конструкторы уникальных систем вооружений, руководители крупнейших оборонных производств.

Приглашая к разговору, президент Клуба военачальников РФ, обратил внимание на проблемы содержания патриотического воспитания. По словам маршала Сергеева, первая госпрограмма (на 2001 - 2005 гг.) заложила его основу, вторая (на 2006 - 2010 гг.) - должна утвердить систему патриотического воспитания. И чем больше общественных организаций будет в нем участвовать, тем лучше будет функционировать эта система.

Заместитель директора Росвоенцентра, на который возложено организационное сопровождение госпрограммы патриотического воспитания, рассказал об итогах работы в 2001 - 2005 гг. и задачах на 2006 - 2010 гг. По его словам, реализация госпрограммы на 2001 - 2005 гг. преследовала цель - воссоздать на новой основе государственную систему патриотического воспитания, позволяющую повернуть сознание большинства наших сограждан к возрождению духовности. И по большому счету желаемые результаты достигнуты. Патриотическое воспитание становится важнейшим направлением государственной политики, повседневной деятельности большинства федеральных и региональных органов власти, ведущих общественных объединений. Идея патриотизма в России, приобретая все большее число сторонников, становится важным ресурсом консолидации общества. Сформированы федеральные и региональные структуры, координирующие деятельность органов власти всех уровней, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, творческих союзов в решении проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики.

В стране формируется комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности. На постоянной основе госорганами и общественными организациями при активном участии СМИ развернута массовая патриотическая работа. Складывается система подготовки и переподготовки кадров патриотического воспитания, заметно вырос выпуск книг и фильмов патриотической направленности.

В последние годы ветеранские и другие общественные организации стали более активно участвовать в патриотическом воспитании молодежи, органы исполнительной власти полнее используют их опыт и духовный потенциал для патриотического воспитания, сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций. Заложена хорошая основа для совершенствования взаимодействия власти и общественных организаций. Однако не все идет гладко. Проблемы реализации госпрограммы, отметил Владимир Гребенюк, касаются готовности госструктур и общественных объединений к организации патриотического воспитания, его системности, координации, содержания, обеспеченности и эффективности.

Создание структур патриотического воспитания в некоторых регионах идет медленно, функции координационных советов и центров переложены на структуры, не имеющие отношения к этой работе. Система государственных и общественных воздействий на молодежь складывается трудно. Она фрагментирована. Очень остра проблема подготовки специалистов и руководителей патриотического воспитания. Нужно сформировать патриотическую информационную политику. Пока ее нет.

Не решены проблемы восстановления воспитательного потенциала семьи как партнера государства в воспитании детей и молодежи, отношения к школе как интегрирующему центру совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций в воспитании патриотов Отечества.

Общественные организации в патриотической работе испытывают большие, зачастую непреодолимые организационные, правовые и экономические трудности. Им нужна более активная помощь государства. Многие общественные организации работают сами по себе, исходя из своего видения проблем, большая их часть не вовлечена в систему патриотического воспитания, некоторые рассматривают патриотическое воспитание как одно из направлений бизнеса.

Нужны серьезный мониторинг проблемы, система обучения актива, широкое внедрение системы поощрений, общественных поручений, общественного признания. Для этого будут учреждены почетный знак за активное участие в патриотическом воспитании и медаль «Патриот Отечества».

Росвоенцентр предложил повсеместно рассмотреть вопросы участия общественных организаций в реализации госпрограммы.

По оценке замдиректора Росвоенцентра поле деятельности для совершенствования взаимодействия госструктур и общественных организаций в патриотическом воспитании еще не все вспахано. А именно в этом залог успешной реализации госпрограммы на 2006 - 2010 гг.

Телемост Москва - Санкт-Петербург

При подготовке «круглого стола» Санкт-Петербургская Межрегиональная ассоциация дополнительного образования выступила с неординарной инициативой - провести в ходе дискуссии телемост с городом на Неве и организовала общение двух столиц в прямом интернет-эфире.

Вел телемост директор МАДО Алексей Ахрамеев. Он отметил, что ассоциация, активно занимаясь патриотическим воспитанием, придает особое значение его интеллектуальной составляющей. При содействии ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга МАДО последовательно реализует идею воспитания патриотизма через образование, сочетает подготовку школьников к поступлению в военные и гражданские вузы с подготовкой к военной службе и военно-прикладным видам спорта. В палитре МАДО - всероссийские кадетские слеты, проект «кадет-класс», система работы со школьниками из отдаленных военных гарнизонов и ЗАТО и многие другие формы работы. Все они проводятся с использованием самых современных технологий. К примеру, в ходе II Всероссийского кадетского слета телемост связал Волгоград с Москвой, Санкт-Петербургом и Ростовом-на-Дону.

Заметим, что многие госструктуры еще не освоили такую современную форму работы, а МАДО работает на опережение, не первый год активно использует телемосты в обучении и патриотическом воспитании. Прямой эфир в рамках «круглого стола» - тому свидетельство. Не случайно, готовя телемост из Бауманского университета, МАДО встретила понимание в МГТУ - одном из российских лидеров дистанционного обучения, который, к слову, на следующий день после «круглого стола» был объявлен победителем Всероссийского конкурса инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Из города на Неве в дискуссию за «круглым столом» включились представители Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий механики и оптики, начальник Военно-морского инженерного института Николай Мартынов, заведующий кафедрой истории Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Фортунатов, заместитель директора МАДО Сергей Магкаев и другие. Они адресовали ряд вопросов президенту Клуба военачальников РФ и ректору Бауманского университета.

МГТУ предлагает решения

Общаясь с коллегами из Санкт-Петербурга в прямом интернет-эфире, Игорь Федоров высказал убеждение, что главными критериями любви к Родине должны стать степень полезности гражданина нашей стране, профессиональная квалификация и результаты его службы или труда, способность сделать предприятие, на котором он трудится, конкурентоспособным, экономически эффективным и тем самым способствовать социально-экономическому развитию России. На это направлено патриотическое воспитание в МГТУ, включающее широкий спектр форм и методов работы, в том числе и студенческие строительные отряды (ССО). Им, в частности, принадлежит ведущая роль в реализации инициативы общественного движения «Россия молодая» и штаба ССО МГТУ - участие студентов в строительстве автомагистрали Москва - Владивосток. Так патриотизм воплотится в тысячи километров, стратегически важных для России. Именно такой патриотизм - деятельный, конкретный, экономически эффективный - нужен нашей Родине.

Узловым центром воспитания патриотов в МГТУ служит его военный факультет, влияние которого распространяется не только на будущих офицеров, но и на всех без исключения студентов вуза. Лейтенанты из МГТУ успешно служат в самых высокотехнологичных войсках - космических, ракетных, ВВС и ПВО. Это результат патриотической работы в вузе и конкретное проявление их полезности Отечеству.

Обучение и воспитание на военном факультете МГТУ ведется на базе новейших инновационных технологий, обеспечивающих опережающую подготовку конструкторов оборонно-промышленного комплекса и военно-инженерных кадров. Не раскрывая тайн, Федоров привел наглядный пример. В 2006 г. МГТУ направляет в армию молодых лейтенантов, подготовленных к эксплуатации и боевому применению новейшего комплекса, образцы которого начнут поступать в войска в нынешнем году. Бауманцы, создавая этот комплекс, одновременно развернули подготовку офицеров - специалистов для него. Это один из множества примеров реализации в МГТУ принципа опережающего инженерного образования.

В МГТУ разработали и реализуют концепцию университетского политехнического образования, за которую коллектив под руководством Игоря Федорова в 1998 г. удостоен премии Президента России. Она может быть использована в качестве научно-методической базы совершенствования военно-инженерного образования. МГТУ связан многолетним сотрудничеством с главкоматами видов Вооруженных Сил, военными академиями и учреждениями, тесно сотрудничает с Общевойсковой академией Вооруженных Сил РФ, активно помогает ей в организации учебного процесса. В обучении курсантов академии участвуют преподаватели МГТУ, используется его учебно-материальная база. Университет готов предложить свой опыт, высоко оцененный главой государства, военным коллегам.

Очевидно, этот опыт может быть использован для реализации задач Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

МГТУ предстоит непосредственно участвовать в реализации целей и задач, определяемых этим программным документом. В рамках Федеральной программы реформирования системы военного образования на базе ряда гражданских вузов, в том числе и Бауманского университета, будут созданы учебные военные центры для подготовки из студентов офицеров для службы по контракту. МГТУ готов к этой работе. Его коллектив гордится высокой оценкой, которую дал статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков, объявив, что на базе таких вузов, как Бауманский университет, подготовка офицеров будет сохраняться и наращиваться. Бауманцы готовы доказать, что ставка руководства Минобороны на МГТУ даст высокое качество подготовки кадровых офицеров.

Для вуза принципиально важно сохранить и подготовку офицеров запаса. Офицерская квалификация крайне нужна выпускникам МГТУ - специалистам оборонно-промышленного комплекса, чтобы со знанием дела создавать новые вооружения и технику.

Федоров предложил на базе будущего учебного военного центра развернуть военную подготовку не только будущих офицеров, но и студентов, которым предстоит служить рядовыми. МГТУ может организовать ее так, что Вооруженные Силы получат квалифицированных специалистов, пусть и без офицерских погон, но при необходимости готовых действовать на офицерских должностях инженерно-технического профиля. Эта мера может способствовать повышению боеготовности и качества выполнения задач, несения боевого дежурства подразделениями самых высокотехнологичных родов войск - космических, противовоздушной обороны, Ракетных стратегического назначения, от которых зависит надежность обороны России.

Ректор МГТУ также внес предложение: для решения поднятых за «круглым столом» проблем создать общественный совет с участием всех заинтересованных сторон. Он позволит повысить эффективность взаимодействия структур власти, образования и общественных организаций в патриотическом воспитании, укреплении интеллектуального и кадрового потенциала России, активизации широкой общественной поддержки политики президента и правительства, нацеленной на укрепление экономической мощи нашей страны, ее обороны и национальной безопасности.

В заключение Федоров еще раз подчеркнул, что России и всем нам нужен не квасной, а деятельный, эффективный патриотизм, предопределяющий результаты конкретных дел, труда и службы на благо нашего Отечества.

Неприкосновенный запас России

Руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов сопроводил свое выступление фрагментами документального фильма «Неприкосновенный запас России» о военно-патриотическом воспитании «трудных» подростков. Он привел тревожные цифры: в России 6 млн. человек употребляют наркотики, 700 тысяч детей - бездомные, 6,5 млн. детей живут в неблагополучных семьях, входящих в группу риска. По данным МВД, ежегодно совершается 3,5 млн. преступлений. Если не заниматься работой с социально неблагополучными детьми, то, по словам Михайлова, через несколько лет в России будет 10 млн. преступлений ежегодно.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 г., с первых месяцев своей работы стала уделять должное внимание работе с такими детьми. Например, в прошлом году совместно со своими спецназовцами организовали для них летний лагерь «Юный спецназовец». В нынешнем - запустили национальную программу «Неприкосновенный запас России». Это те самые дети, на которых нужно обратить внимание.

Специалисты наркоконтроля, поработав с детьми в летнем лагере, не бросают их, поддерживают связи с учреждениями (детскими домами, интернатами), в которых они воспитываются, так как считают: таких детей надо сопровождать, вплоть до того, что привести в военное училище.

«...Мы сегодня, конечно, можем говорить, что у нас прекрасная молодежь. Но когда начинается призыв в армию, начинаем ловить дезертиров», - заметил Михайлов. И если обратим внимание на 700 тысяч бездомных детей, в обществе будет намного меньше проблем. «Но, к сожалению, мы сегодня занимаемся теми, с кем легче, - школьниками, суворовцами, кадетами», - констатировал руководитель Департамента госнаркоконтроля. И получается, что у государства ответственность перед социально неблагополучными, бездомными детьми меньше, чем у организованной преступности, которая таких детей сразу замечает и приобщает к своим криминальным делам.

Представляя фильм «Неприкосновенный запас России», Александр Михайлов заметил, что таких фильмов сделано уже семь. На их производство ведомство не тратит государственных денег. У госнаркоконтроля есть партнеры из социально ориентированного бизнеса, которые оказывают финансовую поддержку благородному делу защиты общества от наркотической угрозы.

Главный критерий - дело

Начальник Центральной телевизионной и радиовещательной студии Минобороны РФ капитан 1 ранга Илья Николаев заметил, что содержательный разговор за «круглым столом» интересен не только его участникам, но и миллионам теле- и радиослушателей. До недавнего времени Минбороны не располагало такими важнейшими средствами воспитания, как телевидение и радио. Год назад начали вещание патриотический национальный телеканал «Звезда» и радио «Звезда FM». Сегодня Центральная телерадиостудия Минобороны вещает в 64 регионах России, ее аудитория - около 35 млн. человек, в Москве «Звезду» смотрят 17% зрителей. Сегодня это самый динамично развивающийся канал в стране. На нем преобладают программы патриотического и спортивного направления, нет ни эротики, ни насилия.

Как заметил Илья Николаев, телерадиостудия Минобороны открыта и готова к сотрудничеству со всеми, кто занимается патриотическим воспитанием.

Вице-президент Российской ассоциации Героев, Герой Советского Союза генерал-полковник Юрий Зарудин рассказал об активном участии ветеранов Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании. «Сегодня герои у нас - артисты, которые играют в художественных фильмах. А тех, кто воевал, никто не знает», - с горечью констатировал Юрий Зарудин. Его эмоциональное выступление вызвало живой отклик у студентов-бауманцев. После окончания дискуссии они окружили Героя-фронтовика, заинтересованно общались с ним.

Главный вывод, к которому пришли участники «круглого стола»: России и всем нам нужен не квасной, а деятельный, эффективный патриотизм, предопределяющий результаты конкретных дел, труда и службы на благо нашего Отечества. Для его формирования у молодежи требуется наращивать взаимодействие власти, системы образования и общественности.

Яна ГОРДИЕВСКАЯ, Александр ГОРДИЕВСКИЙ, Сергей МАНЮКОВ