Таким образом, в очередной раз набирая первоклассников, я сталкиваюсь со следующими противоречиями: между неустойчивым интересом младшего школьника и заданными стандартами, школьными программами, учебниками; между возрастающим объемом информации и неспособностью (иногда нежеланием) ее усвоить; между возрастающим уровнем сложности учебного материала и неумением работать с ним, инертностью в овладении способами действий, в том числе и мыслительными; между теоретическим обобщенным характером материала и конкретно-образным мышлением младших школьников; между потребностью в устойчивом произвольном внимании и их непроизвольным вниманием; между потребностью в навыках наблюдения и несовершенством (избирательностью) восприятия на первых годах обучения; между сложностью формирования разных видов памяти, внимания, воображения и учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Для решения этих противоречий я продумала систему работы, создающую условия для развития познавательных способностей учащихся и формирующую внутреннюю мотивацию к учебной деятельности.

Мой педагогический поиск, необходимость обновления школьного образования, смены ориентации деятельности учителя в свете новых запросов общества поставили передо мной следующие вопросы.

Что же первично: информация или способ ее получения и обработки?

Каким путем должен идти процесс обучения: через сообщение или через общение?

Какова роль ребенка в процессе обучения? Он самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой, или...? И каковы функции учителя на уроке?

Какова модель ученика, тот ориентир, по которому можно было бы сверять свои действия?

Выводы, которые я сделала, нашли отражение в системе моей работы, а «ключиком» к устранению обозначенных противоречий стал интерес, формируемый в творческой деятельности учащихся.

Любая творческая деятельность невозможна без ее основания, фундамента - интереса. Что же является психологическими составляющими творческой деятельности? Гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение. Мышление ребенка в своем развитии проходит стадии от наглядно-действенного к причинному и эвристическому. Мыслительные способности ребенка первой стадии развития еще достаточно ограниченны, но интерес, удивление на выходе за рамки привычных мыслительных стереотипов настолько велики, что неминуемо ведут к желанию пробовать самому, творить еще. Стараясь быть оригинальным, ребенок учится мысленно связывать далекие, не связанные обычно в жизни, образы предметов. Интерес к познанию приводит к тому, что дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответы, то есть стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Интерес, подкрепленный рефлексией (смогу ли я), ведет к более сложным формам эвристического мышления, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации.

Таким образом, через формирование познавательного интереса я разрешаю противоречия: между возрастающим уровнем сложности учебного материала и неумением работать с ним, инертностью в овладении способами действий, в том числе и мыслительными; между теоретическим обобщенным характером материала и конкретно-образным мышлением младших школьников.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс: «Что такое?». В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Дети все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание в период всего обучения ребенка развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся. Происходит развитие произвольного внимания. Оно тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Следовательно, познавательные интересы - это путь к разрешению противоречия между потребностью в устойчивом произвольном внимании и непроизвольным вниманием учеников младших классов.

Каковы же результаты?

Самое главное, что дети хотят идти в школу, любят ее, с удовольствием включаются в общественную деятельность; стремятся к взаимодействию, контактам с одноклассниками и во внеурочное время, к коллективным, групповым формам работы. В классе сложились теплые, добрые взаимоотношения. Такая бесконфликтность, расположенность помогает ребятам безболезненно «влиться» в среднее звено. Период адаптации в 5-м классе проходит легко и спокойно.

При изучении интересов учащихся, использовании методов наблюдения, анкетирования, беседы выяснилось следующее. Определились интересы учащихся. Выработалось сознательное отношение к тому, что интересно. Некоторые дети рассматривают интерес более широко, как сильное увлечение чем-либо, другие говорят о познавательном интересе, связывая его с определенным предметом: история, математика. Третья группа детей связывает его с общением с определенными людьми, чаще с друзьями. Это объясняется психическими новообразованиями в этом возрасте.

Когда бывает интересно нашим детям? В случаях, когда есть возможность реализовать себя, проявить свое творчество, когда ребенок ощущает радость победы, открытия; если предмет для него актуален, близок ему или связан с мечтой. Для некоторых интерес - напрямую устранение неизвестности. Однако имеет еще значение и внешняя привлекательность: оригинальность, необычность, занимательность, эмоциональность, новизна, удивление, интрига.

На конец четвертого класса из 27 учащихся год закончили на «отлично» 9 человек, получив похвальные листы. Однако 4 человека закончили с тройками, хотя и небольшим их количеством. Двое участвовали в городских олимпиадах по математике и русскому языку. О хорошем уровне знаний, умений и навыков говорит тот факт, что дети, перешедшие в другую школу в силу семейных обстоятельств, имеют высокий рейтинг. Об этом свидетельствуют и отзывы учителей, которые приняли класс в среднем звене.

На основании диагностики уровня развития психических процессов, в сравнении двух моментов - поступление в 1-й класс и выпуск из начальной школы - можно заключить: в среднем 75-85% учащихся (по разным показателям) в своем развитии поднялись на «ступеньку, а то и на две». Отмечаются хорошие показатели в качественном изменении слуховой памяти, воображения, в некоторых мыслительных функциях. Диагностика уровня самооценки показала, что многие дети уверены в себе, своих знаниях и возможностях. Это подтверждает тест на уровень притязаний.

Однако не все так гладко. Есть и некоторые минусы. 3-4 человека в классе вызывают беспокойство. Это те, кого не удалось расшевелить, зажечь, заинтересовать. Это дети с очень слабой внешней мотивацией, которые ходят в школу потому, что пришло время и потому, что так надо, так делают все. Такая позиция привела и к низкой успеваемости, и к незначительному продвижению в развитии. Для них я провожу индивидуальные занятия. С этими ребятами занимается школьный психолог по специальной программе. Вместе с ним мы оказываем консультативную помощь родителям. Однако желаемых результатов пока не добились.

Диагностика показала, что недостаточно велась работа над развитием зрительной памяти, а также в упражнении на обобщение и классификацию. Важно, чтобы выводами, сделанными учителем начальных классов, сумели воспользоваться учителя среднего звена, тогда эти упущения в работе будут устранены.

Когда на уроке интересно, то интересно обеим сторонам - и ученикам, и учителю. Это естественно, ведь процесс обучения взаимонаправлен. Что для учителя радость познания его учеников, чувство победы в учении? Это те же аналогичные чувства: «Да! Этот прием работает! У меня получилось! Я нашел нужную методику, форму работы». Таким образом, делая учебный процесс интересным, мы, учителя, стараемся делать занятия интересными.

Елена ФРОЛОВА, учитель начальных классов