Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребенка.)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Задание: Перед вами книга «Ваши права». В ней содержатся права, предназначенные для всех людей мира. Называется этот документ «Декларация прав человека». Декларация тоже была принята ООН, но на много лет раньше. Именно на ее основе и были разработаны права ребенка. Давайте попробуем найти схожие положения этих документов.

Задание: Назовите сказки, в которых нарушалось право героев на жизнь.

Задание: В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся. (Игра «Снежный ком».)

При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ (Как он называется?) - свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. (Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?) Следовательно, о вас заботится Правительство России.

Вопрос: Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

Вопрос: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)

Вопрос: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (Право на тайну переписки. Ст. 16.)

Вопрос: Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти права соблюдались? (Ученики высказывают свое мнение.)

Учитель: Для этого нужно выполнять важную обязанность - уважать права другого.

Задание: Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации, представленные в них?

Сценка 1

Мама: Сколько раз тебе говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь. (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)

Сценка 2

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

Задание: Назовите известные вам сказки. (Ребята называют, учитель записывает на доске.) Какие положения Конвенции нарушаются или реализуются в этих сказках?

С каким важным документом вы познакомились?

Какой организацией он был принят?

Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?

Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка? (Государство, родители, сами дети).

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Правом на образование.)

Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществознания, Волгоград