У всех народов и во всех обществах источником формирования человека, человеческих качеств является семья. Но семьи разительно отличаются друг от друга материальными возможностями, нравственными принципами, целями и задачами, предпочтительными методами их достижения, мировоззрением. Поэтому в разных семьях закладываются разные основы нравственного здоровья подрастающего поколения.

Процессы демократизации без подготовки соответствующей правовой базы привели к почти тотальной конфликтности, тем более что мировоззрение людей тоже осталось прежним. Формирование у всего населения, включая представителей властных культур, гражданской культуры, позволят выйти из этой ситуации. Необходимо, чтобы любой гражданин старался быть информированным и умел самостоятельно вырабатывать свою точку зрения. Чтобы каждый член общества знал не только свои права, но и обязанности. Научиться договариваться и терпимо относиться к другому мнению.

Традиционная российская модель гражданского общества сформировалась в качественно иных, преимущественно восточного типа, социальных условиях, чем, скажем, западноевропейская модель в традиционном ее понимании. Эта модель прежде всего характеризуется властно-правовой иерархией при фактическом отсутствии частной собственности, отсутствии среднего слоя и полярном расслоении общества, что привели к ярко выраженному несогласию с проводимой государственной политикой как на общероссийском уровне, так и на местах, к коренной ломке всего уклада жизни, в том числе его нравственных и культурных устоев.

Всего несколько лет назад в нашу обиходную речь вошло новое слово, в котором сфокусированы мечта и решимость сообщества привести людей к переходу к новым качественным отношениям между людьми - это толерантность, что означает терпимость, миролюбие и солидарность. В новом веке человечество пытается строить новый мир на основе универсальных человеческих ценностей: свободы, равенства, братства и счастья всех людей и народов, справедливости, гармоничных отношений между людьми разных поколений, мужчинами и женщинами, солидарности, терпимости, прав человека.

В безмерно уставшем от экономического неравенства и политического противостояния, от амбиций общественных и национальных лидеров, от отсутствия диалога между центром и регионами обществе толерантность является единственно приемлемой основой сохранения и дальнейшего развития народов.

В условиях кризиса федеральной власти произошло зримое «перетекание» властных полномочий в регионы. Последние превращаются из объектов политики, из относительно условных единиц административно-территориального деления в субъекты регионального и общественного сознания, субъекты политических решений и экономической стратегии. И этот меняющийся баланс сил создает новые угрозы конфликтного противостояния.

Недовольство и протест в регионах звучат и по поводу культурной политики Центра. Веками народы России, особенно на Кавказе, воспитывали молодежь в духе послушания, скромности, стыдливости, ответственности. Век бизнеса и коммерции превращает общество в безкультурную машину производства и потребления.

Повсеместная пропаганда агрессивного индивидуализма, хамства, сюжеты насилия, жестокости, нравственной неразборчивости и бесстыдства заполнили сегодня эфирное время на телеканалах и радио, бросая вызов традициям и ценностям национальной культуры, мировоззрения, привычному образу жизни. Все это воспринимается в регионах как угроза фундаментальным устоям семьи, традиций, обычаев, жизни и достоинству человека. Все это создает дополнительную конфликтную напряженность в многонациональном пространстве России. Отрадно, что постепенно все более приоритетным становится мнение, что спасение мира лежит не в сфере политических, а тем более военных решений, а в изменении мировоззрения. Именно культура является стержнем национальной политики. Именно с учетом культурного своеобразия народов возможно взаимоприемлемое решение социально-экономических, культурно-политических и других вопросов в России.

Чтобы разобраться в проблемах жизни, недостаточно только долго жить. Нужно еще долго учиться и стать профессионалом. Здравомыслящему россиянину должны импонировать вошедшие давно в сознание американцев такие понятия, как высокая моральная ценность, высокая самооценка, уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Отрицательные эмоции, неудовлетворенность, обида, дискомфорт, попранное достоинство могут выступать мощным стимулом деструктивного поведения, экстремизма и насилия. Человек должен уважать самого себя? Однако одного этого явно недостаточно. Нужно еще научиться хорошо трудиться. И тут без дидактики не обойтись. Психолог Ада Баскина рассказывала, что мальчику, которому в день рождения подарили коробку, сказали, что если он в нее заглянет, то увидит уникальное, очень ценное и неповторимое, чего ни у кого больше нет на целом свете. Мальчик открыл коробку и обнаружил там зеркало, а в нем отображение собственного «уникального, ценного, неповторимого» лица, которого ни у кого больше нет.

С самого раннего детства человек ни в коем случае не должен испытывать чувство вины. Иначе, привыкая к мысли, что он хуже других, у него может оказаться дефицит самоуважения.

В обществе не должно быть обиженных людей. Не должно быть оскорбленных и униженных. Нельзя лишать права принадлежности к своему народу, своей нации, права ощущать достоинство и гордость за эту принадлежность. Человеческое достоинство является фундаментальной основой прав человека, базовой общечеловеческой потребностью и ценностью. Человек, чувствуя себя достойным и уважаемым, будет достойно и прилежно трудиться. Все эти качества необходимо воспитывать, а также прививать детям толерантно относиться друг к другу, научить молодежь уметь отказываться от насилия и использовать мирные средства для разрешения конфликтов, достижения своих целей и задач.

Научить человека поверить в себя, в свою значимость, свою ценность не только благодаря своему существованию, но своему труду, умению приносить пользу людям и обществу. В школах должны воспитывать детей и молодежь в духе основополагающих принципов общности человечества, в духе открытости и понимания других народов, многообразия их истории и культуры, традиций и обычаев, менталитета.

Развить у школьников чувство открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности к сохранению и передаче вечных ценностей взаимосуществования людей и народов.

В системе образования существуют определенные методы и приемы, однако ничто не может заменить доброжелательного слова учителя или родительской ласки и улыбки. Родители, особенно матери, преподаватели должны быть примером этического поведения. Школа в ответе за то, будет ли ее каждый питомец хозяином и творцом собственной судьбы.

Наш долг как педагогов помочь своим ученикам знать и с уважением относиться к своей национальной культуре, традициям, обычаям, языку. Бесконечное культурное многообразие должно передаваться как величайшая ценность от поколения к поколению.

История преподносит удивительные и поучительные уроки. Сегодня для россиян важнее всего сохранить мир в своем многонациональном доме. Вот почему как наиболее благоприятная среда развития национального самосознания учащихся, как средство формирования терпимости, милосердия и культуры мира используются многонациональные учреждения образования, которые представляют собой модель большого мира: под одной крышей занимаются, учатся и воспитываются учащиеся разных национальностей. Они не замкнуты в своем узком семейном и национальном кругу, а, наоборот, с интересом и удовольствием знакомятся друг с другом, устраивают совместные праздники познания и созидания. С малых лет они приобщаются к труду, учатся мирному и доброму соседству. Изучая собственную культуру, интересуются тем, что происходит в соседнем классе, в соседнем дворе, в соседнем учреждении образования. Такие многонациональные учреждения образования способствуют развитию чувства уважения к людям с другим языком, традициями, обычаями. Сегодня передовые учителя ищут такие технологии, которые обеспечивают понимание, принятие гуманных общемировых ценностей.

Кризис национальной самоидентификации подрастающего поколения, отказ от своей национальности, незнание родного языка, истории своего народа, традиций культуры заставляет нас использовать в учебно-воспитательном процессе элементы народной педагогики, народного этикета, семейных традиций, обычаев, уклада и ценностей национальной культуры, всего того, что способствует формированию уважения к своему народу и терпимости и дружелюбия к другим.

Образование должно стать ключевым элементом, позволяющим изменить присущую сегодняшнему миру тенденцию к увеличению разрыва в обладании материальными и культурными благами, знаниями и опытом, возможностью их использования для удовлетворения только своих интересов и потребностей.

Развитие образования означает не только соблюдение одного из основных прав человека, но и укрепление мира и согласия, прогресса для всех людей и народов планеты.

Толерантность постепенно входит в наши отношения. Если она не проявляется - значит, это вина школы, ошибка, которую необходимо исправлять. Другая, не менее важная для нас сегодня задача - научить обиженного, униженного и оскорбленного поверить в себя, подняться с колен, вытравить из себя раба.

Если глубоко задуматься об истории ХХ века, вспомнить «Донские рассказы», «Тихий дон», «Поднятую целину» М.Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого, то можно понять необходимость толерантного образования. Пусть ученые разработают его методику.

Ф.ПАФОВ, помощник члена Совета Федерации, председатель совета общественной организации Союз реалистов; М.ПАФОВ, аспирант