Понятие системы указывает на неразрывное ее единство с окружающей средой. В процессе взаимодействия общества со средой происходит проявление присущих системе свойств и обнаруживается ее целостность.

Слово «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других (экономической, социальной, духовной) общественной систем.

Политическая система означает, что она связана с политической сферой жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения, политическая власть.

Наконец, понятие «общество» в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Большинство политологов, социологов придерживаются той точки зрения, что в обществе в каждой из 200 стран существует лишь одно государство, одна государственная власть, что имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы.

Другие ученые, возражая против такого подхода, утверждают, что в каждом обществе есть множество политических систем. Таковые, по их мнению, присутствуют практически во всех общностях и объединениях людей. К ним относят, например, племена, семью, клуб, фирму, город, профсоюзы, благотворительные общества, международные организации и т.п. В соответствии с таким взглядом связь политической системы с государством необязательна. Политическая система может быть в обществе и при отсутствии государства. В таком случае политическую систему можно обнаружить на любой ступени социального развития.

Более точное представление о смысле термина «политическая система общества» можно составить, выяснив его отличия от ряда понятий, нередко отождествляемых с ним. В их числе, например, такие, как «политическая организация общества», «политическая жизнь общества», «политический строй», и др. Так, по сравнению с понятием «политическая система общества» понятие «политическая жизнь общества» указывает на динамику политических процессов, их временную последовательность, в то время как при системном подходе важно в первую очередь выявить функциональные, структурные связи между элементами системы.

В зарубежных политических и социологических изданиях в «политическую систему общества» включают в одном случае - совокупность организаций и учреждений общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения и т.п.; в другом - комплекс основополагающих идей политики; в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем и в ряде других стран приобрел широкое распространение подход Д.Истона, согласно которому политическую систему общества рассматривают как политическое поведение, политический процесс в рамках определенных организаций, объединений, общностей людей.

В российском обществознании политическая система определяется как «совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. В статье М.Фарукшина «Политическая система общества» говорится, что она «представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа».

Вполне понятно, что любое из приведенных определений политической системы общества не является достаточным при ее характеристике, однако взятые в совокупности, они позволяют составить о ней и ее структуре необходимое представление.

Структура политической системы общества. Политические системы общества стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру.

В ее состав обществоведы включают самые разнообразные политические (а порой и неполитические) институты, процессы, их совокупности: государство, политические партии, общественные организации и движения; демократию, выборы и другие ее составляющие: политические идеи, теории, культуру, мораль, право, традиции и многое другое.

К политической системе общества иногда относят классы, социальные группы и слои, нации, отдельные личности. Но при этом отдельные социологи полагают, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры общества, но не его политической системы.

Большинство современных российских и зарубежных обществоведов при рассмотрении структуры политической системы общества выделяют в ней четыре группы, подсистемы: 1) политические организации, учреждения, объединения; 2) политические отношения; 3) политические правовые нормы и принципы; 4) политическое сознание и политическую культуру. Каждый из них имеет только ей присущие особенности, играя отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого - политической системы общества.

Доминирующая роль и ведущее место в первой подсистеме отводится государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах общественно-исторического процесса. Специфика государства как политической организации состоит в том, что оно действует в рамках всего общества, выступает представителем всех его граждан, регулирует взаимоотношения между ними, располагает при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.

Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Они призваны выражать и проводить в жизнь интересы, волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих социальных общностей людей.

В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач.

Если в отношении указанных двух типов политических организаций у политологов сложилось более или менее одинаковое мнение, то по вопросу о том, включать или не включать в структуру политической системы общества общественные организации неполитического характера, единого подхода нет.

Типология политических систем современного общества обусловлена большим многообразием современных политических систем. Если исходить из того, что в каждой стране имеется одна политическая система общества, то в современном мире насчитывается более двухсот таких систем. При всей специфичности каждой из них между ними есть и определенные общие черты, характеристики.

Отечественными и зарубежными политологами в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего берутся следующие: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная принадлежность и ряд других.

Согласно первому из названных критериев все политические системы стран современного мира делятся на три группы соответственно трем основным группам государств, различающихся между собой по существующему в них общественному строю. Речь идет о капиталистических, социалистических и развивающихся странах, а следовательно, о капиталистической (буржуазной) политической системе, социалистической политической системе (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба), политической системе постколониальных стран.

Широкое распространение получила типология политических систем общества, в основе которого лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют четыре типа политических систем общества: 1) тоталитарные; 2) авторитарные; 3) либеральные; 4) демократические. Цель данной типологии заключается в том, чтобы охарактеризовать политическую систему общества с точки зрения способов осуществления политической власти.

Достаточно часто типологизация политических систем общества концентрируется на двух признаках: во-первых, кто правит, во-вторых, каково территориальное устройство политической системы общества. В соответствии с первым признаком современные политические системы общества делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы общества дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук