Ирина СИНОДСКАЯ, учитель математики школы №578:

- В школе, которую мы имеем сегодня, процесс обучения можно выразить формулой «учитель как носитель знаний + учебник = готовые знания». В отличие от существующих положений мы предлагаем разработать новую технологию получения знаний. Предполагаем индивидуальное учебное планирование в старших классах, нам кажется наиболее оптимальной пятилетняя продолжительность обучения в начальной школе, малокомплектность школы и класса для более эффективной реализации учебного плана. Один из важных моментов в «Школе будущего» - взаимодействие школы и родителей. Все учителя, работая в школе, знают, что родители очень тяжело вовлекаются в школьную жизнь, в жизнь своих детей в школе.

Галина ДВЕРНИКОВА, учитель английского языка школы №1071:

- В моей школе совсем недавно был случай, когда «трудный» ребенок не хотел учиться. Мы еле-еле довели его до девятого класса, выпустили с надеждой, что он пойдет в профессиональное училище. Но накануне 1 сентября мы встретили в коридоре школы его маму, и она сказала: «Мы вернулись, потому что у вас ребенок находится как в надежной камере хранения, ничего плохого с ним не произойдет!» Мне кажется, это неправильным, потому что школа должна помогать воспитывать детей, при этом исполняя свою основную функцию - обучение. Мы предлагаем в будущем создать триединство «родители - ребенок - школа», при котором можно триединство разложить на единства: «родители - ребенок», «ученик - школа», «школа - родители» и «школа - ученик». Единство «родители - ребенок» должно ставить задачи воспитания, организации и контроля, но самое главное - отвечать за полученный результат. Единство «ученик - школа»: ученик участвует в учебном процессе, занимается развивающими видами деятельности, но, самое главное - имеет план индивидуального развития и отчитывается о выполнении этого плана, о своих успехах, например, в виде портфолио. В единстве «школа - родители» школа помогает, направляет, призывает к ответственности и контролирует деятельность родителей; если они не справляются с этой деятельностью, можно прибегнуть и к штрафу. Единство «школа - ученик»: школа развивает, обучает, дает технологии получения и накопления знаний, воспитывает. Таким образом, мы получаем стройную систему взаимодействия родителей, ребенка и школы. Один из серьезных моментов - определение того, кто и как должен заниматься воспитанием ребенка.

Людмила ГАВРИЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №648:

- Я предлагаю ввести институт воспитателей для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. Исходя из этого воспитателю мы отводим одну из главных ролей в процессе образования и воспитания. Воспитатель становится связующим звеном между школой и семьей, взаимодействует с учителем-предметником, таким образом решаются вопросы качества образования и внеклассной работы по предмету. Воспитатель взаимодействует также с педагогом дополнительного образования, чтобы помочь ребенку определить направления его развития, с психологом для коррекции взаимоотношений ребенка с окружающим миром, с социальными институтами, что позволит решить проблему защиты и соблюдения прав ребенка. Основной момент в любой школе - определение того, чему и как нужно учить.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы центра образования №1874:

- Содержание и структура образования, конечно, очень важны, поэтому в основу «Школы будущего» мы ставим принципиальный отказ от готовых знаний. Школа и книга - сегодня не единственная форма получения информации, поэтому содержание образования - получение знаний во всех областях жизнедеятельности человека, основанное на принципе активной образовательной позиции ученика. Еще один момент - это обязательное обучение в школе на трех ступенях без выбора, то есть с момента поступления до момента окончания. Какой должна быть структура «Школы будущего»? Первая ступень - начальная школа - с первого по шестой класс. Здесь должна быть обязательная программа «Я знакомлюсь с окружающим миром», смысл которой в знакомстве маленького человечка с тем миром, который вокруг него, миром, который можно увидеть, потрогать, осязать. В начальной школе велика роль учителя, но тем не менее даже на этой первой ступени ребенок получает те знания, которые ему необходимы в дальнейшем, на примере учителя, который для него, безусловно, становится Богом, он должен увидеть и понять все основные способы постижения, познания мира. Эти способы познания, или, правильнее, педагогические технологии, разворачиваются на второй ступени - в седьмом-восьмом классе. Тут должна быть предложена своеобразная программа по выработке технологии приобретения и накопления знаний. Но не только технология тут важна, поскольку учить только технике неправильно. Тут должно идти накопление тех знаний, которые существуют. Предметная специфика сохраняется как она есть в современной школе, но работает интеграция, прежде всего интеграция на уровне технологии получения знаний, потому что в данном случае некоторые предметы будут объединяться. Наконец, третья ступень - девятый-десятый класс, где будет развиваться тьюторство. Это слово стало очень модным, его понимают по-разному, мы его понимаем как процесс руководства учеником в процессе реализации программы «Я познаю мир». Эта программа - в определенной мере рефлексия по отношению к начальной школе, она заключается в том, что ребенок должен в определенном объеме создать продукт (под продуктом можно подразумевать что угодно - результат проектной, творческой или иной работы), добыть определенные знания с помощью той техники, которую он освоил на предыдущей ступени. Самое главное, чтобы на третьей ступени не было профильности, мы предлагаем отказаться от этого понятия потому, что рановато ребенку самому определить, что ему нравится, скажем, математика, и он не должен обращать внимания на литературу. Эти продукты должны быть созданы во всех областях жизнедеятельности человека. Все те области жизнедеятельности, с которыми он познакомился в начальной школе, должны быть представлены им в конце обучения в школе. Только после этого, когда школа будет окончена, он сможет выбирать дальнейшую деятельность, ведь прежде, чем выбирать, нужно попробовать себя абсолютно во всем, а не так, как это происходит сейчас, когда ребенок почему-то вдруг выбирает из сферы естественных наук то или иное направление или на пороге школы не знает, что выбрать. Много споров и фантазий есть по поводу того, где будут учиться дети.

Алла ГОЛОВАНОВА, учитель ИЗО школы №1741:

- Мир вокруг нас постоянно изменяется, в стране идет большое строительство, возникают новые микрорайоны, изменяются старые. В связи с этим мы предлагаем виртуальный архитектурный проект «Школьный городок». Представим себе красивое место, вокруг общеобразовательной школы, детских садов - деревья, цветы на клумбах, но и школы дополнительного образования: художественная, музыкальная, спортивная, школа ремесел, математическая, иностранных языков, школа помощи отстающим и так далее. Все это находится на общей большой территории. В чем удобство? Если я хочу отвести ребенка в художественную или в музыкальную школу, то для этого мне не нужно ехать в другой микрорайон, все это находится рядом. Если мне по какой-то причине разонравилась моя школа, я перевожу ребенка в ту школу, которая находится рядом.

Анна КАСПАРИНСКАЯ, учитель биологии лицея №1525 «Воробьевы горы»:

- Одной из принципиально важных форм получения образования становится дистанционная. Здесь достигается сразу несколько целей: вовлечение родителей в образовательный процесс, в котором участвует ребенок, возможность ребенку какое-то количество времени оставаться дома, если у него есть такая потребность, и тем самым уменьшение количества детей в классе, усиление при этом роли воспитателя, который будет координировать это дистанционное образование между учителем и ребенком. В конечном итоге все может привести к тому, что обучение ребенка будет более комфортным в те периоды, в которые ему это нужно.

Татьяна ИВАНОВА, учитель математики лицея №1537:

- У нас есть предложения по финансированию «Школы будущего». Первый кит, на котором будет держаться модель школы, ее кадры; обучение детей - это патронирование государства и общества, причем каждый должен вносить разумную плату. Мы считаем, что каждый учебный городок или центр должен находиться под патронатом частной кампании, а может быть, даже и не одной. Мы предлагаем установить такой порядок: при регистрации новой частной компании она подписывает договор и берет на себя патронаж одной из школ, в договоре должен быть оговорен тот минимальный финансовый вклад, который она сделает в пользу этой школы. Что должно происходить дальше? Понятно, что государство будет оказывать определенное давление на фирмы, но то, что огромные финансовые потоки идут лишь в казино, в игровой бизнес, несправедливо. Туда просто «ухаются» все средства, которые только могут появляться, но которые идут на цели, далекие от интересов страны. Поэтому как только в очередной момент происходит какой-то скачок в развитии школьной структуры - появляются победы в олимпиадах, достижения в спорте, удовлетворение работой школы родителей, учащихся, воспитателей - компания-патрон должна получить финансовые льготы. Таким образом мы не только сможем привлечь внимание общества к проблеме школ, но и заинтересовать бизнес в их поддержке. В некоторых школах есть попечительские советы, которые тоже должны играть свою важную роль. Оплата учительского труда, которая сегодня есть в школах, на наш взгляд, совершенно неправильна. (Кстати, учитель должен получать в школе будущего не менее тысячи долларов.) В западных школах попечительские советы составляют рейтинги по оценке родителями работы администрации и успехов детей. Для этого должны быть составлены определенные документы, на основе которых можно будет создавать попечительские советы, в которые обязательно войдут главы финансовых компаний, представители администрации школы, родителей и которые будут создавать специальные фонды по премированию учителей и выплате им надбавок за хорошую работу. На мой взгляд, директор школы может быть назначен попечительским советом и быть даже представлен родительской общественностью.

Вторая команда приступала к презентации своего проекта, учитывая предложенное коллегами из первой программы.

Светлана САБЕЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №1113:

- Разрабатывая проект «Школы будущего», мы, конечно, в основном представляли ту школу, в которой будут учиться наши дети. И хотя эмоций было очень много, мы все же решили остановиться на нескольких главных для нас проблемах и предложить их решение. Это, в частности, социальное партнерство, формирование и устройство коллектива. «Школа будущего» должна стать комплексом, состоящим из трех блоков для разных ступеней образования, может быть, с внутренним двориком, где есть спортивные и игровые площадки. С классом, кроме учителей, должен быть еще и воспитатель, потому что на него ложится особая нагрузка, он должен отслеживать эмоциональное состояние ребенка, поддерживать его в течение всего учебного дня. Мы даже предлагаем такой вариант, что воспитатель будет прослеживать детей до последнего дня обучения в школе. Наша задача - разгрузить детей во вторую половину дня, потому что мы прекрасно знаем, что вторая половина дня - возможность для ребенка реализовать его творческие способности и в художественном, и в спортивном, и в каком-то ином виде. Мое мнение: может быть, даже в «Школе будущего» не будут давать задания на дом как не способствующие усвоению знаний. Кроме того, нельзя оставлять ту систему оценивания, которая используется сегодня. Мы пришли к выводу, что ребенок должен развиваться относительно самого себя, и если говорить об индивидуальных программах развития ребенка, то нужно предлагать и диагностику отслеживания развития деятельностных способностей каждого. Оценочной системе, подобной нынешней, быть не должно.

Анна МИТИНА, учитель истории и обществознания гимназии №1518:

- Уже давно замечено, что общественность играет не совсем ту роль, которую должна была бы играть, - тут есть некая стена, и школа оказывается замкнутой, отделенной от социума, закрытой сферой даже от главных потребителей образовательных услуг - от родителей. Результатом в итоге становится оторванность тех знаний, которые получают ученики, от требований жизни. Сегодня одна из задач, которые должны быть решены, - создание школы как открытой образовательной системы. Для этого есть два важных направления - социальное партнерство и демократизация системы управления для достижения большей прозрачности в жизни и управлении школой. В социальном партнерстве важно взаимодействие трех важнейших составляющих - родителей, учеников и самого образовательного учреждения. Родители, конечно, самые заинтересованные партнеры школы, которые имеют вполне оправданное желание создать условия для получения детьми достойного образования. Партнерами могут стать и различные педагогические сообщества, а также ученики, потому что уже на стадии обучения старшеклассники должны иметь свой собственный взгляд на систему образования и право на равноправное партнерство в этой системе. Также к группе социальных партнеров можно отнести различные общественные организации и представителей бизнес-сообщества. Естественно, что у каждой группы социальных партнеров должны быть свои функции и задачи, а направления деятельности - решение отдельных проблем в сфере образования. Например, для гимназий это могут быть изменения содержательного характера и помощь в развитии школы как учреждения. Здесь есть пункты, связанные с привлечением внебюджетных средств. Но, естественно, я не согласна с тем, чтобы кто-то обязывал банк или предприятие вкладывать средства в школу, должна быть широкая программа по привлечению социальных партнеров. Социальный партнер, представляющий бизнес-структуру, вкладывает деньги в школу, терпя при этом некие убытки. Но тем не менее, если сказать о мотивации, то предприниматели будут заинтересованы во вложении средств в школу, если увидят конкретную отдачу. Ведь учащиеся - будущие работники, которые должны иметь соответствующее образование, это будущие потребители, будущие избиратели, так что тут есть широкие возможности для привлечения социальных партнеров. Цель социального партнерства - создание системы дополнительного образования, поддержка мотивированных учеников, работа кружков, секций, создание элективных курсов, учреждение именных стипендий, грантов и так далее. Говоря о демократизации школы, мы имеем в виду советы школ, которые сейчас уже создаются, но, увы, не действуют во многих учреждениях так, как того хотелось бы. Членами советов могут быть и педагоги, и ученики, и представители родительской общественности, и социальные партнеры. Для того чтобы они активно участвовали в управлении школой, она должна иметь достаточно прозрачную структуру. Например, сегодня некоторые школы работают над созданием открытого школьного доклада, который будет размещен на сайтах и напечатан в СМИ. Это, как нам кажется, поможет общественности активнее участвовать в управлении школой.

Валерий ПАЗЫНИН, учитель русского языка лицея №1553 «На Донской»:

- Если мы ожидаем от «Школы будущего», что она будет поставлять нам мобильных, самостоятельных личностей, способных работать в коллективе (а мне кажется, это будет в будущем наиболее актуально), то это должна быть качественно новая школа. А качественно новая школа появится только тогда, когда там будут предоставлять качественно новые образовательные услуги. То есть мы можем напичкать школу новой техникой, новейшим оборудованием, но она от этого не станет новой. Первое и самое основное, что нужно для качественно новой школы - «Школы будущего», это коллектив, ведь «Школа будущего» - школа для ученика и школа ученика, там должно быть ему комфортно. Но для того чтобы это было так, нужно сделать некоторые вещи в коллективе преподавателей. Преподаватели тоже должны в этой школе чувствовать себя комфортно, и тут нужно решить четыре основные проблемы. Первая - проблема руководителя, всем хорошо известная и связанная с его качествами. Какие качества мы хотим видеть у руководителя? Это должен быть гениальный учитель, гениальный администратор или же человек, который умеет создавать команду? Создателей команд в мире немного, но для директора школы стать таким создателем - первостепенная задача, если не будет команды, не будет ничего. Директор, наверное, должен изучать опыт тех команд, которые существуют в структуре системы образования и не только, проводить исследования, овладевать искусством управления коллективом. Вторая проблема в том, что управление у нас делится на административное и сетевое. Если мне предлагают действовать по инструкции, заставляют постоянно отчитываться по каждому пункту, то я буду писать гладкие отчеты, но не иметь мотивации к творческой работе. Сетевое управление отличается от административного тем, что тут в коллективе создается развивающая среда для членов коллектива и есть простор для самореализации, они вносят свои предложения по поводу того, как им работать, и главная задача директора - не препятствовать талантливым учителям в реализации их планов, способностей и даже помогать. Здесь решится третья проблема и возникнет такой состав коллектива, который будет чувствовать себя командой, появится больше возможностей для привлечения молодых специалистов, в том числе педагогов-мужчин. Мы постоянно слышим, что учителя-мужчину в школу может привлечь только высокая зарплата, я с этим не согласен. Конечно, понятно, что мужчина не пойдет работать за 5-6 тысяч рублей, но самое главное для мужчины - возможность самореализации. Суть самореализации в том, чтобы человек мог воплотить все свои таланты в конкретном деле. Задача директора - увидеть те таланты, которые есть в учителях, и создать каждому члену коллектива условия для их реализации. Учебный план должен быть при этом гибким, он должен зависеть от возможностей педагогического коллектива, Например, есть очень талантливый учитель музыки, значит, должно быть больше часов музыки. Если есть учитель, который сделает преподавание ОБЖ необычайно интересным, то директор должен сделать так, чтобы уроки ОБЖ для этого у него были. А если нет таких талантливых преподавателей, то не надо заполнять уроки абы чем. Математика, русский язык при этом должны быть в полном объеме. Иными словами, в учебном плане должен быть инвариантный блок в объеме не менее трех четвертей и какой-то вариативный блок, который будет состоять из курсов по выбору и индивидуальных занятий. Четвертая проблема - психологическое сопровождение работы коллектива. Психолог, который один работает в школе на тысячу учеников, практически ничего не сможет сделать и ограничится проведением диагностики. Но одна из его первостепенных задач - работа не только с учениками, но и с педагогами. Он должен присутствовать на педсоветах и вырабатывать советы директору относительно того, какие невостребованные ресурсы еще есть в коллективе. Итак, «Школа будущего» - это развивающая среда для учителей, которая помогает изменению их мотивации, тогда они будут работать не только в рамках того, что написано в инструкциях, но и от души, думая о школе. Только тогда это будет школа для ребенка.

Андрей ОГАНЯН, учитель русского языка и литературы вечерней общеобразовательной школы №77:

- В процессе обсуждения вариантов «Школы будущего» мы пришли к выводу, что должна быть решена и еще одна насущная проблема. Если Россия пойдет по пути постиндустриального развития, а она обязательно пойдет по этому пути, то мы будем наблюдать огромный отток рабочей силы в гуманитарную сферу. Школ будет много, и в будущем это будут школы не только для детей. Поэтому мы должны всерьез подумать об образовании взрослых.

Ксения ВОЛОХОВА, учитель математики школы №814:

- С моей точки зрения, нельзя давать диплом специалиста учителю после пяти лет обучения в вузе. Точно так же, как в медицине, будущий врач на первой ступени получает диплом фельдшера, а специалистом становится после дальнейшего обучения, так и будущий учитель после окончания пятилетнего вузовского курса должен получать стаж работы стажером, только зарплата должна быть нормальной, меньшей, чем у учителя, но достаточной для того, чтобы он шел в школу и работал, а после двух-трех лет шел учиться дальше. По себе знаю, что нужно учиться, ибо знаний, полученных в вузе, через некоторое время уже не хватает.

Мнения оппонентов

Нельзя оставлять школе лишь контрольные функции по отношению к родителям, ведь это может ослабить их взаимодействие со школой.

Полный отказ от готовых знаний вызывает некоторое удивление - как в таком случае преподавать правила правописания?!

Финансирование фирм хорошо, но кто будет гарантировать учителю определенный уровень зарплаты? Тут очень важно, чтобы были гарантии государства.

Хорошо, когда у школы хорошее здание, оборудование, программы. Но все это не создаст хорошую «Школу будущего», если не подготовить хорошего учителя. А об этом не было сказано ни слова. Между тем важно, какой будет учитель в будущей школе.

Авторы проекта изменили границы ступеней образования, в частности, увеличили срок обучения в начальной школе на два года. Какова же тогда роль учителя начальной школы, который все равно будет работать четыре года, в пятом и шестом классах? Скорее всего он будет выполнять роль классного руководителя, но не мало ли этого?

Директор - главный педагог в школе, как им может стать родитель, не имеющий представления о педагогике?!

Фирмы, которые будут принуждать помогать школам, отнесутся к этому без души, и все сведется к возникновению банальных подшефных учебных заведений.

Ни слова не сказано о том, как учить детей многочисленных мигрантов, которые во все большем количестве будут прибывать в столицу.

Русский человек больше всего любит процесс. А нам пора ориентироваться и на результат, на то, каким должен быть выпускник школы.

Мы пока не знаем, какой будет Москва через 30 лет, как же можно говорить о «Школе будущего»?!

Мнения

Во главе угла всегда ученик, но авторы проекта не сказали: для чего его учить, как и чему.

Авторы сказали, что в будущее ребенок будет двигаться относительно себя настоящего. Как же в таком случае быть со стандартами школьного образования?

Будет ли учитель в «Школе будущего» строго следовать какой-то технологии, и тогда это будет материал штампованный, или это должен быть «учитель-звезда» «учитель-полет», не подчиняющийся никаким технологическим процессам?

«Трудные» дети не учатся, гуляют по улице. Как заставить их учиться? Захочет ли такой ребенок приходить в школу?

С чего авторы проектов «Школы будущего» считают, что педоцентризм - это хорошо? Есть миллион школ в России с полной демократией, где ребенок, еще ползая в детском саду, уже демократически выбирает себе воспитателя. На дверях такой школы можно повесить призыв, обращенный к ребенку: «Ты скажи, че тебе надо, я те дам, что ты хочешь». Иногда кажется, что все с ума посходили, ведь хирургу на операционном столе пациент не советует, что ему резать в первую очередь, почему мы все время прогибаемся под ребенка, под общественность?! Отрицание требований в педагогике есть отрицание культуры. Любое достижение культуры требует очень больших напряжений, которые не могут нравиться ребенку. А мы все строим педоцентрическую школу! Чем педофил отличается от педагога? Тем, что больше любит детей. Но мы все-таки педагоги!