День второй.

День третий. Уроки

На конкурсе оказались представленными не все предметные номинации: не было МХК, химии, информатики, музыки, ОБЖ, психологии, материальных технологий. Не была представлена и физика - Елена Арефьева, учительница физики школы №1969, к сожалению, заболела прямо перед началом конкурса. Остальная двадцатка в течение двух дней показывала свои уроки.

Самой многочисленной группой стали учителя русского языка и литературы. Литераторов было семеро, и практически все они давали уроки литературы. Исключение составил, пожалуй, Валерий Пазынин, учитель русского языка лицея №1553, его урок, посвященный окказиональным словам, потряс всех своим высочайшим уровнем. Это было обусловлено тем, что Валерий Вячеславович весьма успешно ведет научные исследования и использует результаты этих исследований в преподавательской работе. То, что Пазынин работает в лицее, конечно, позволяет ему это делать, ведь там учатся способные и мотивированные ребята, неизвестно, смог бы учитель давать такие же уроки в обычной школе. Впрочем, сам Валерий Вячеславович признался, что урок, который он дал на сцене, был подготовлен с учетом того, что учениками в этом случае будут взрослые и подготовленные люди. Рассчитывал на подготовленных, начитанных, эрудированных и учитель русского языка и литературы центра образования №1874 Марат Алимов: его урок-расследование предполагал, что ученики знакомы с жизнью и творчеством Набокова, а потому сумеют угадать, что в предложенном литературном отрывке говорится именно о нем. А вот учитель русского языка и литературы школы №1900 Татьяна Тарасова предложила с помощью тезауруса подойти к оценке творчества Николая Гумилева, что вызвало многочисленные споры. Спорящие выясняли, можно ли так подходить к творчеству поэта, и сильно разошлись во мнениях. Самое интересное, что впервые такой подход Татьяна Петровна предложила еще в своей дипломной работе, правда, там она исследовала творчество Гумилева на разных этапах, урок, разумеется, такой возможности ей не предоставил. Пожалуй, самым безупречным с точки зрения методики преподавания был урок Галины Черных, учителя русского языка и литературы лицея №1535, а самым зрелищным - урок Людмилы Беляковой, учителя русского языка и литературы школы №1043, которая перенесла своих учеников в литературное кафе. Надо сказать, что на конкурсе Людмила Сергеевна продемонстрировала не только хорошее знание литературы: читая стихи Маяковского, Ахмадулиной и других выдающихся отечественных поэтов, она удивительно точно подражала их манере выступления. Любовь к творчеству Александра Сергеевича Пушкина передает своим ученикам учительница русского языка и литературы школы №648 Людмила Гаврилова. Людмила Владимировна, которая регулярно устраивает для своих учеников поездки по памятным литературным местам, на конкурсе предложила своим ученикам обставить мебелью комнату Марии Ганнибал. Выясняя, что и почему должно было стоять в этой комнате (а следовательно, и то, чем занималась в жизни ближайшая родственница Пушкина), ученики совершили увлекательное литературно-историческое путешествие в глубь веков. Но, пожалуй, самый необычный урок дал все же учитель русского языка и литературы вечерней школы №77 Андрей Оганян. Трудность его работы в школе связана с тем, что ученики могут прийти на урок, а могут его и пропустить. Завлечь их на урок можно, только заинтересовав, и, судя по всему, Андрею Станиславовичу это удается. Во всяком случае на конкурсе он дал своеобразную режиссерскую разработку урока, посвященного подтексту в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Видимо, во многом такой ход обусловлен тем, что сам Андрей Оганян учится в аспирантуре Российской академии театрального искусства. Станиславович действовал почти по системе Станиславского и, признаться, своими подходами к Чехову удивил многих.

Конечно, филологам проще демонстрировать свое творчество, чем представителям точных наук. Но на этот раз тройка математиков - Ксения Волохова (школа №814), Татьяна Иванова (лицей №1537), Ирина Синодская (школа №578) - показала, что на уроках по этому предмету может царить вдохновение. Сегодня идут споры о том, нужна ли математика тем, кто связывает свою дальнейшую жизнь исключительно с гуманитарными сферами. На что Ксения Волохова заметила словами классика: «Человек, не знающий математики, не способен оценить уровень своего невежества». Татьяна Иванова, которая вот уже 23 года работает учителем, и Ирина Синодская, которая сама решила, что будет участвовать в конкурсе, на мой взгляд, с блеском продемонстрировали, что любой человек может освоить этот трудный предмет. Если, конечно, рядом будет увлеченный им неравнодушный и творческий учитель.

Вообще увлечение своим делом было настолько свойственно всем участникам конкурса, что охватывало чувство гордости за Москву. Увлеченность эта, конечно, разная. Даже у учителей из одного и того же округа. Например, два учителя английского языка из Юго-Западного округа Галина Дверникова (школа №1071) и Елена Кантемирова (школа №1354) совсем по-разному построили свои уроки. И если у Галины Алексеевны урок был в духе традиций, то Елена Валерьевна работала так, что ее занятие напоминало методику работы Галины Китайгородской. Мало того, что все ученики Кантемировой (даже плохо знающие язык) сумели спеть на английском песню о Москве, они еще провели анализ слов, заимствованных русским языком из английского. Нужно отметить, что на обоих уроках продемонстрировала отличное владение языком студентка МГПУ, победительница конкурса «Педагогический дебют-2006» Екатерина Терещенко. В конкурсе «Учитель года» она исполняла роль ученицы практически во всех уроках.

Учителя на конкурсе были разными, что можно отнести к его достоинству. И если Анна Каспаринская, учитель биологии из лицея №1525 «Воробьевы горы», имеющая отличное университетское образование, старается дать своим детям знания по предмету на самом высоком уровне, то учитель биологии школы №889 Ольга Рясная-Бредихина, в совершенстве освоившая применение информационных технологий в процессе преподавания, участвует в обучении коллег. Это очень важно, потому что информационные технологии позволяют учителю-предметнику сделать свой урок интереснее, современнее и эффективнее, помочь ему в этом может только коллега-предметник. Надо сказать, что Ольга Владимировна очень много сил и энергии отдает обучению детей-инвалидов. А еще о том, что ради того, чтобы работать с ними, учителю приходится каждый день проделывать трудный путь из Шатуры, где она живет, в Москву. Остается надеяться, что после удачного выступления на конкурсе столичные власти помогут Ольге Владимировне с получением жилья хотя бы на условиях социальной аренды.

Несомненно, открытием стал на конкурсе урок учителя географии школы №1194 Ольги Видинчук (от нее досталось Анатолию Чубайсу, не умеющему по-хозяйски относиться к сохранению и использованию электроэнергии), которая весьма оригинально проверяет знания своих учеников: им приходится демонстрировать их, путешествуя по карте, перевернутой вверх ногами. А Анна Митина, учитель истории и обществознания гимназии №1518, не только дала яркую картину социального партнерства, которым может заниматься школа, но и вполне квалифицированно исследовала причины гендерного неравенства, чем вызвала бурю эмоций среди конкурсантов, где только трое мужчин-педагогов представляли сильную половину человечества.

Необычайно интересным и творческим был яркий урок рисования учителя изобразительного искусства школы №1741 Аллы Головановой. Не секрет, что практически все мы не умеем рисовать, нас просто этому не научили, а кроме того, не заинтересовали этим творчеством. Но ведь в детстве мы все пытались нарисовать что-то, вот Алла Анатольевна и возвращает своих учеников к этой поре. Оказывается, можно не вырисовывать детали, а нанести краски на лист бумаги, промокнуть его другим, но чистым листом, подключив фантазию, увидеть в готовом рисунке совершенно неожиданные изображения - море, скалу, собаку, машину. И снова рисовать, рисовать, рисовать...

Ребенка обычно учат творить в начальной школе. Каково начало, таким будет и продолжение. Каким будет учитель в начальной школе, таким будет и ученик. Не случайно сегодня родители первоклассников ищут не школу, а учителя. Думаю, что и к учительнице начальных классов школы №1151 Ирине Готовцевой, и к учительнице начальных классов школы №1113 Светлане Сабельниковой, когда они ведут прием в первый класс, выстраиваются очереди. Это тоже две совершенно разные учительницы, которые дали совершенно разные уроки. Если у Ирины Михайловны урок шел на высокой эмоциональной волне («Все начинается с огня, который зажигается в моей душе и в детских душах!»), то Светлана Игоревна дала урок, балансирующий на грани точного расчета и душевного порыва, он был интегрированным уроком математики и музыки, ноты превращались в дроби, а дроби - в ноты, ученики могли математически записать мелодию и наоборот, что само по себе невероятно.

Совсем невероятным было и то, что показала на своем уроке учитель физической культуры школы №1240 Татьяна Окань. Всеобщая «любовь» к занятиям физической культурой известна, нам некогда заботиться о своем здоровье, даже на банальную зарядку времени не находим. Учителя - не исключение. Так вот, Татьяна Викторовна вывела на сцену команду конкурсантов и показала урок, в котором ученики казались по меньшей мере имеющими разряд по тому или иному виду спорта. Поразительно, но Татьяна Окань сумела оценить их физическое состояние и давать ту нагрузку, которая ему соответствует.

День четвертый. Лекции

По условиям конкурса каждый должен был прочитать десятиминутную лекцию на интересующую и важную для общества тему. И они прочитали эти лекции так, что можно было каждого отправлять в вуз на должность преподавателя. Потрясающими были эти лекции, потому что читающие демонстрировали высочайший уровень знаний, гражданскую позицию, любовь к стране, в которой живут. Мы обязательно расскажем о том, какие это были лекции, на страницах «УГ-Москвы», но хочу привести всего один пример, чтобы все было понятно. Например, одна из лекций была посвящена анализу того, что даст российскому образованию вступление России в ВТО. Каково? Тот, кто говорит, что у нас не очень сильные учителя, с московскими уж точно не знаком.