Наша Наташа

Первые ученики Натальи Мотыльковой в этом году заканчивают школу. Выросли, возмужали, похорошели - некоторых и вовсе не узнать, ни черточки детской не осталось. Иногда заходят в гости, а она смотрит на них и сама себе не верит - неужели этих парней, что уже бороду бреют, учила она когда-то читать по слогам и решать задачи про груши и яблоки. А этих барышень, что через пару лет уже, может, и сами мамами станут, было не разглядеть за гигантскими белыми бантами. А в следующее мгновение охватывает невыразимая гордость: это со мной, со мной, со мной делали они первые «взрослые» шаги, за мои руки держались, меня слушали, затаив дыхание... Но вслух она, конечно, этого никогда не скажет. Потому что более скромного, да что уж там - застенчивого учителя вы не сыщете не только во всей московской школе №1302, но и в целой округе. Наталья Вячеславовна не из тех звезд, что ослепляют своим блеском, ввергая каждого, кто попадает в ее орбиту, в благоговейный ступор. Ее сила не в этом. В классе от нее исходит спокойная уверенность, которая, естественно, передается и детям. А что еще нужно ребенку, который только начинает свой длинный учебный путь? Знать, что он в безопасности. В эмоциональной безопасности, а она бесценна. Что его всегда выслушают, не унизят пренебрежением, не бросят в трудную минуту неравной борьбы с новым непроизносимым словом или с нерешаемой задачей. Наталья Вячеславовна не заигрывает с детьми, не называет их «котиками», «зайками» или «солнышками». Это не ее стиль. По всему видно, что любимчиков - серьезного бича здорового психологического климата - у нее нет. То есть они наверняка есть, но абсолютно точно об этом не догадываются: учительница одинаково ровна и доброжелательна и с теми, кто, к примеру, читает, как дышит, - легко и без запинки, и с теми - для кого это до сих пор тяжелый, изнурительный труд... Хотя таких в 1-м «А» практически нет, большинство ребят читают бойко, с артистическим выражением, а после играючи пересказывают - чувствуются долгие и упорные тренировки. Такие же очевидные «плоды воспитания» - и царящая на уроках дисциплина. На переменах класс, естественно, превращается в маленький зоопарк, куда ж без этого: детская, брызжущая через край энергия - не иголка, ее не спрячешь, не замаскируешь. Но стоит прозвенеть звонку, и в ту же секунду воцаряется звенящая тишина, а маленькие мартышки преображаются в образцовых первоклассников. Мелочь, кажется, но тот, кто знаком с детьми не понаслышке, понимает, какие за этим скрываются учительские труд и терпение. Пройдут годы, и ребята из бывшего 1-го «А», тогда уже успешные финансисты, врачи, журналисты и переводчики, не преминут сказать Наталье Вячеславовне спасибо. За то, что научила сосредоточиваться и брать себя в руки, вовремя отключаться от посторонних мыслей, отличать главное от несущественного. Научиться управлять другими - на это у них еще будет время, а вот с наукой управлять собой чем раньше познакомишься, тем тебе же лучше.

Родители любят свою Наталью Вячеславовну не меньше, чем дети. Во-первых, за то, что никого не выделяет, Владика Ложкина ценит не меньше, чем Алину Сергееву или Настю Щербакову.

- Очень справедливый педагог, за целый год мы ни об одном ребенке ни одного дурного слова не услышали - и никакого навешивания ярлыков, чем, на мой взгляд, так грешила наша школа прошлых лет. И никого она от себя к другому учителю не перевела, - Ольга Николаевна, бабушка Миши Порошина, член родительского комитета, пришла в школу, чтобы помочь Наталье Вячеславовне подготовиться к празднику прощания с первым классом. - Каждый из нас мог в любое время прийти на ее урок - эти двери всегда открыты. Мы смотрели, как быстро Наталья Вячеславовна опрашивает класс - ни один ребенок не мог «отсидеться» и «отмолчаться». И вы посмотрите, как они читают, как «щелкают» примеры по математике. А ведь мы перед школой специально не учили Мишу читать, хотелось доверить это профессионалу, который поставит правильное произношение и интонирование. И ничуть об этом не пожалели... Записываясь в первый класс, мы не выбирали учителя, но до сих пор считаем, что нам по-настоящему, по-крупному повезло.

Сама Наталья Вячеславовна тоже говорит о «своих» родителях с непередаваемой нежностью: и класс они отремонтировать помогли, и клумбы вокруг школы разбили, и праздничные чаепития устраивают. Не родители - золотой запас нации!

А вот о себе говорить она ну никак не хочет.

- Я такая же, как все остальные, как тысячи других учителей - не хуже, не лучше. Ну, что во мне такого примечательного? - устало пожимает плечами. - Таких историй сколько угодно: еще в старших классах поняла, что место мое в школе - очень уж нравилось возиться с маленькими. Хотела поступить в Ленинский пединститут, даже занималась в Школе будущего учителя, но на вступительных экзаменах, как водится, недобрала один балл. Так что пришлось сначала идти в колледж, а потом уже оканчивать Московский гуманитарный педагогический институт. И почти все это время продолжала работать: сегодняшние первоклашки - уже третий мой класс, который, надеюсь, довести до конца.

Как только разговор касается детей, Наталья Вячеславовна становится чуть разговорчивее: размышляет о том, что с каждым годом семилетки приходят все более и более «мобильно-компьютеризированные», с ними все интереснее работать, видно, что думающие родители многое вкладывают в развитие своих чад, не пытаясь отдать все на откуп школе.

- А свою дочку, когда подрастет, сами учить будете?

- Рано еще об этом, конечно, думать, но, скорее всего, отдам ее кому-нибудь из своих коллег. В нашей школе с легким сердцем доверю ее любому учителю.

...Питомцы Натальи Вячеславовны самозабвенно репетируют концертное выступление для праздника прощания с первым классом. Читают стихи и поют, что «Лев Толстой в мои года не писал такого». Впереди у них поход в цирк, на следующий день - путешествие в Кремль, а там и каникулы. До осени - целая жизнь, но об этом можно не беспокоиться: «А учительница, что же, разве бросит нас с тобой? Нет, учительница тоже переходит во второй»!

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО