Недостатки, конечно, тоже есть - это репрезентативная форма заданий, однобокое раскрытие темы. Нужно быть внимательнее, разрабатывая содержательную сторону сценария, нельзя упускать факты, важные для всеобъемлющего анализа темы. Однако все эти «минусы» можно исправить.

А теперь немного о конкретных разработках.

Основательное исследование по конкретной методике преподавания истории - исследование исторических источников - представил историк гимназии г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа Александр СМИРНОВ. Классическая идея опоры на исторические источники на уроках, к сожалению, редко реализуется на практике. Но в условиях альтернативной интерпретации исторических фактов, событий, явлений и процессов в науке и учебной литературе обращение к первоисточникам естественно и логично. Не менее важно, что, работая над источником, ученики эффективно осваивают приемы исторического анализа и мышления. Практический блок материалов (пять уроков по Великой Отечественной войне) наглядно демонстрирует применение основных заявленных дидактических принципов.

Его коллега из этой же гимназии Алла УЖАНОВА прислала сценарий урока «Необъявленная война в Афганистане». Мысль автора проста и точна - необходимо создать особый эмоциональный настрой, который позволяет формировать нравственные и эстетические качества личности. Средства создания эмоциональности в разработке Аллы Леонидовны - музыка, живопись, поэзия и художественное слово.

Продуманное целеполагание, четкая логика урока, опора на возрастные особенности восприятия и мышления отличают сценарий занятия в 5-м классе «История письменности» учителя СШ №47 г. Кирова Ольги РЕВЯКИНОЙ. Особенно хорош мотивационный блок урока, позволяющий ученику осознать личностную значимость такого гениального достижения человечества, как письменность.

У Валентины КУЗЬМИНОЙ из СШ №5 пос. Дарсун Читинской области, которая представила сценарий урока на тему «Александр I. Война с Наполеоном», я позаимствовал интересную идею фактологического разбора стихотворения М.Ю. Лермонтова как источника по событиям Бородинского сражения.

Профессиональная этика

Преподаватель уникальной дисциплины «Профессиональная этика» Людмила КОЗЫРЧИКОВА. Людмила Ивановна, преподаватель Талицкого лесотехнического техникума им Н.И.Кузнецова из Свердловской области, предложила не менее уникальную игру «Лабиринт управления». В ходе нескольких этапов и игровых ситуаций студенты обучаются искусству управления. Интерактивная форма и использование нравственного потенциала делают игру максимально интересной для любого педагога.

Экономика

Большинство материалов по экономике - грамотные и содержательные разработки. Жаль, что иногда авторам не хватает индивидуального подхода к формированию экономического мышления.

Лучшие разработки присланы в редакцию из Технологического лицея при Сыктывкарском лесном институте. Это методическая разработка эколого-экономической игры для 8-11-х классов «Мы здесь живем» Л.ГЛАДКОВОЙ, Л. НЕСТЕРОВОЙ и методическая разработка эколого-экономической игры «Снежная республика моя» И. КАРАКЧИЕВОЙ, Л. ГЛАДКОВОЙ. Преподаватели лицея представили комплексные по содержанию и комбинированные по форме игры, вобравшие в себя несколько дидактических игр. Подобная форма позволяет создать ситуацию погружения не только в предмет (экология, экономика, география, обществознание), но и в логику экономического, экологического и политического мышления.

Еще одна замечательная деловая игра «Этот увлекательный мир экономики» принадлежит перу О. САФРОНЮК из п. Таштагол-3 Кемеровской области. Преимущество данной разработки - ее дидактическая универсальность. Игру можно предложить ребятам разного возраста и подготовки.

Евгений ТРАВИН, учитель года Ленинградской области-2000, помощник генерального директора издательства «Академкнига/Учебник» ИА «Наука» РАН