Посудите сами, учитель основной школы Ольга ЮРЧЕНКО из хутора Кузнецовского Волгоградской области хочет, чтобы ее ученики получили возможность продолжать обучение дальше. И что же она делает для этого? Создает настоящую полифонию чисел и их взаимодействий, отраженную в методике подготовки к ЕГЭ, которую, как она считает, нужно начинать в основной школе. Особенно ценно, что вопросы тестов подразумевают аналитическую деятельность ребят.

Татьяна ДРЫГИНА проработала в школе №33 Бийска более 25 лет и считает, что задачи учителя - изучение, формирование и развитие личностных особенностей школьников. Наиболее эффективными технологиями для себя лично она считает развивающее и личностно-ориентированное обучение. Присланный материал - первое занятие в системе уроков по теме: «Степень и ее свойства». Планируя его, педагог стремился привлечь ребят к этому вопросу и вызвать их познавательную активность. Это не традиционный урок, а скорее совместная исследовательская работа, в ходе которой идет непринужденное обучение математике.

А вот для тех одиннадцатиклассников, которые вполне уверенно ведут основную тему в какофонии уравнений и неравенств, учитель Бийской православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Нина КУРБАНОВА создала абитуриентский курс по алгебре и началам анализа. Старшеклассники посещают этот курс по желанию, а в качестве экспертов на факультативах выступают выпускники школы, те, кто уже поступил в вузы. Это урок-зачет. Для ребят это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве. Это возможность развития своих творческих способностей и личностных качеств. Курсовая «Показательные и логарифмические функции, уравнения и неравенства», которую защищают ребята, доказывает, насколько тщательно отбирает педагог данные для того, чтобы они не смешались, не растворились друг в друге, а четко усвоились и выстроились в ту самую пресловутую гармонию.

Нина Георгиевна не считает зазорным, проведя горячие диспуты о логарифмах с солидными старшеклассниками, спуститься на землю к восьмиклассникам. Базовые знания о функции закладываются еще в пятом классе, но, только повзрослев, ученики способны применить аналитику, «прочитать» графики и осознать степень влияния функции на них. Автор большое внимание уделяет повышению мотивации, прививает ребятам математическую культуру, приучает к исследованию функций по плану, принятому в 10-11-х классах.

Волнующая тема функций стала карточкой открытого урока Галии АЗАРОВОЙ, преподавателя Ишимбайского нефтяного колледжа Башкортостана. Ее интересует, как эффектнее донести до сознания своих учеников тему «Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Задачи на максимум и минимум функции». Академический подход дарит спокойствие от уверенности в знаниях ее подопечных.

Каждый учитель в своей практике сталкивается с ситуацией, когда дети не воспринимают материал. В этом случае лучше предложить им игровые формы работы. Татьяна ВЕЛИКИХ, учитель математики Вятской гуманитарной гимназии, - мастер устраивать интеллектуальные сюрпризы. Одно из таких заданий она приготовила своим шестиклассникам накануне Нового года. Прямая и обратная пропорциональные зависимости превратились у нее в элементы украшения елки.

Для обладателей более чуткого уха, улавливающего не только порядок, но и оттенок математических понятий, существуют классы с углубленным изучением предмета. Лариса ИВАНОВА в школе №125 Барнаула преподает симфонические азы именно таким детям. Ее методическая разработка уроков «Вневписанные окружности» позволяет девятиклассникам более глубоко усвоить тему «Геометрия треугольника», развивает логическое мышление и культуру математической речи. И хотя данный аспект темы не обязателен для изучения, но весьма ценен при рассмотрении свойств таких понятий, как треугольник, окружность, касательная к окружности. Эти материалы представляют собой целостную систему уроков, содержат теоретические и практические разработки, причем большое внимание уделяется основе основ - решению ключевых задач.

В мире электроники нередко чистый звук живого инструмента углубляется его синтетической версией. Математика тоже не прочь обогатить свои возможности новыми технологиями порожденной ею же информатики. И все-таки новации требуют более бережного вмешательства. Присланные нам материалы нередко грешили чрезмерностью терминов-новоделов и затрудняли понимание.

Роман ВОЛКОВ, учитель года Рязанской области-2001, директор школы №50 г. Рязани