На высоком профессиональном уровне выполнена работа преподавателя-организатора ОБЖ Петра ЗЫКИНА и преподавателя химии и биологии Галины ЗЫКИНОЙ колледжа Метростроя №53 имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова города Москвы. Хотелось бы выразить в адрес авторов слова благодарности за предоставленные материалы в типографском варианте.

Самых теплых слов заслуживает «Экологическая игра для начальных классов: День воды», присланная на конкурс учителем из СОШ №16 города-курорта Анапы поселка Цыбанобалка Краснодарского края Л.Ю.КАРПОВОЙ. Постановка вопроса о привитии детям младшего школьного возраста навыков экономного расходования воды в домашних условиях удачно вписывается в общечеловеческие задачи вселенского масштаба. Включение в программу игры мини-заданий с изысканными названиями «Загадочный», «Реки, озера, моря и океаны», «С улыбкой по стране» делает ее интересной, динамичной и высокоэффективной.

Всесторонне и творчески к решению проблемы здоровьесбережения детей подошла учитель биологии из Суслонгерской средней школы Звениговского района Республики Марий Эл Т.И.ЯРАНЦЕВА. Следует отметить высокий уровень качества подготовки сценария урока на тему «Системы органов человека (8-й класс)». Ценность этого материала усиливают практические наработки и наблюдения учителя. Содержание урока насыщено интересными вопросами и заданиями, имеющими непосредственную связь с повседневной жизнью.

Особого внимания заслуживают две работы, представленные учителем химии, биологии и экологии Аппаковской средней школы Альметьевского района Республики Татарстан Ириной КУРЕНКОВОЙ. В уроке-исследовании (8-й класс) на тему «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения» учитель использует разнообразные эффективные формы по актуализации ранее приобретенных знаний и формированию новых понятий, особое внимание уделяется мерам профилактики эндокринных заболеваний. Материал полностью соответствует возрастным особенностям восьмиклассников, их запросам и интересам. Всем требованиям организации и проведения внеклассных мероприятий отвечает и работа Ирины Викторовны на тему «Где вода, там и жизнь». Материал удачно скомпонован и последователен, в нем используются оригинальные методы и средства для достижения поставленной цели и решения конкретных задач общепедагогической направленности.

Работа «Этическая грамматика» под условным названием «Вот это стол - за ним едят», выполненная заместителем директора по научно-методической работе средней школы №16 города-курорта Анапы поселка Цыбанобалка Краснодарского края Галиной АБАШКИНОЙ, заслуживает внимания как прекрасное пособие для организации и проведения классного часа, а также родительского собрания.

Хотелось бы отметить учителя-логопеда Ольгу ШУБИНУ и учителя физической культуры Юрия БУТАКОВА из МОУ «Гимназия» города Лабытнанги (Тюменская область, ЯНАО). Представленная ими на конкурс программа «Развитие двигательных функций ребенка, мелкой моторной организации рук как профилактика нарушений письма» весьма актуальна и согласуется с литературой психолого-педагогической направленности по вопросам развития речи и физической культуры. Работа Шубиной и Бутакова универсальна и подходит для любого учебного заведения нашей страны, независимо от месторасположения и материально-технической базы. Программа учителей из Лабытнанги заслуживает внимания со стороны научно-исследовательских учреждений и широкого круга читателей.

Хочу воспользоваться моментом, чтобы выразить признательность педагогическому коллективу СОШ №16 города-курорта Анапы поселка Цыбанобалка Краснодарского края. Учителя с берега Черного моря были очень активны, порадовала широта взглядов в их работах. Из череды ярких уроков можно выделить творческие материалы Татьяны БРЮХОВЕЦКОЙ и Ларисы СТЕФАНОВОЙ. Татьяна Валерьевна представила урок природоведения в 3-м классе на тему «Тайны пищеварения», который очень поучителен. А работа Ларисы Михайловны в форме устного журнала по теме «Вода - сок жизни», рассчитанная на учеников 1-2-го классов, импонирует качеством выполнения.

Теперь несколько слов о недостатках, хотя их не так уж и много. Одни творческие работы уходят от проблем здоровьесбережения и больше соответствуют, например, «Технологии и методики преподавания», другие как будто собраны из отдельных страниц диссертаций, которые не дают общей картины и не в полной мере раскрывают суть идеи, заявленной в названии. Авторам необходимо быть более внимательными к своим текстам.

Григорий Погадаев, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ