На своих уроках я провожу всевозможные викторины, дети решают и составляют кроссворды, выполняют творческие задания, а зачеты проходят в игровой форме. В прошлом году ко всему этому прибавилась проектная деятельность. Работа над проектом - продуктивный способ организации учебной деятельности, возможность применить практически полученные на уроках знания и развить творческие способности детей.

Степень участия преподавателя в работе над проектом зависит от возраста и подготовленности учеников, но ни в коем случае нельзя подменять детей, навязывать им свое видение проекта, сводить их участие лишь к выполнению воли учителя. Учитель выступает в роли незаметного руководителя и наблюдателя. Проект тем ценнее, чем больше в нем творчества учащихся.

Я хочу рассказать о работе над проектом «Одежда на все времена», который выполнили ученики 5-го класса. Этот проект стал итоговой коллективной работой. С ним в апреле 2005 года дети выступили на III городской научно-практической конференции «Путешествие в эпоху. Мир - Россия - Москва», где заняли III место.

Работа над проектом - длительный, состоящий из нескольких этапов процесс. Начали ее мы в ноябре. Детям были предложены несколько тем. Больше всего ребят заинтересовала тема одежды, именно по ней был собран наиболее значимый материал: сочинения, информация, рисунки... Постепенно образовалась небольшая инициативная группа из пяти человек, с которой в начале III четверти и началась непосредственная работа над проектом. Один из самых трудных и даже болезненных моментов - просмотр всего материала и отбор наиболее значимого. Сколько было споров, огорчений, даже обид! Далее мы составили сценарий. Следующий этап - распределение ролей и обязанностей: одни отвечали за подбор иллюстративного материала, другие - за оформление и костюмы, третьи - за музыку... Поскольку все это делалось с учетом желания и умения каждого ребенка, то особых проблем здесь не возникло.

После того как работа над сценарием была окончательно завершена, мы параллельно с изготовлением костюмов приступили к репетициям и работе над компьютерной презентацией (презентацию помог сделать ученик 9-го класса). Каждый этап работы над проектом был по-своему интересен и проходил в творческо-деловой, доброжелательной атмосфере. Большую помощь оказали родители.

Приближался апрель, а с ним и время нашего участия в городской конференции. Последние генеральные репетиции в костюмах и с музыкой, последние волнения... и вот наступил этот день. Выступили мы неплохо, и это было отмечено жюри. Конечно, были и недочеты. Уже потом, в школе, как обычно в таких случаях, мы с ребятами подвели итоги и проанализировали ошибки.

Хочу предложить вашему вниманию результат нашей совместной проектной деятельности.

Вступление

1-й ведущий.

В этом году мы познакомились с разными странами Древнего мира. Мы узнали много нового об их традициях, особенностях культуры, о том, что они внесли в копилку мировой культуры. А еще мы поняли, как много общего у разных народов. Все это мы и хотим показать на примере одежды разных стран. Итак, мы начинаем.

2-й ведущий.

Простейшими видами одежды человек начал пользоваться уже в эпоху палеолита. Изготовляли ее из природных материалов. Издревле одежда не только скрывала наготу и согревала тело. Она подчеркивала достаток человека, его положение в обществе, а цветовая гамма, форма одежды, преобладание того или иного материала всегда были тесно связаны с природой, ее климатическими особенностями.

Как известно, раньше одежда изготовлялась очень просто: она не кроилась, на ней не было никаких вытачек. Через этот этап прошли все народы.

1-й ведущий.

Сегодня мы хотим пригласить вас на показ новой коллекции моделей исторически временного сезона. Вашему вниманию будут представлены костюмы народов разных стран и континентов: Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Японии и, конечно, России. Что же объединяет эти столь не похожие друг на друга культуры? Оказывается, общее - это обыкновенный кусок материи. Вам будет предоставлена уникальная возможность самим увидеть процесс превращения куска материала в красивую одежду.

Итак, приглашаем вас в путешествие.

(В публикации дан только один фрагмент презентации, посвященный древнерусскому костюму. - Прим. ред.)

Древнерусский костюм

Все ведущие выходят в русских национальных костюмах.

1-й ведущий.

«По одежке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, гражданское состояние - совершеннолетний он или нет, сочетался ли браком и т.д. Такая визитная карточка помогала сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у разных слоев населения отличался преимущественно количеством и разнообразием предметов, в то время как покрой отдельных составляющих его частей был одинаков. Крестьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою, но разные по качеству материала рубахи.

2-й ведущий.

Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи. Льняные ткани были в основном белого цвета, шерстяные - цвета натуральной шерсти или окрашивались в яркие цвета (красный, зеленый, желтый).

3-й ведущий.

Русский средневековый костюм сильно отличался от западноевропейского. Интересны свидетельства иностранцев: «Одежда мужчин у них очень схожа с греческой», «Покрой одежды один и тот же у всех, но материи они употребляют различные», «Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую, германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего. Сами же они, следуя обычаю всего Востока, одеваются для степенности в два или три платья почти до пят. Рукава они носят довольно длинные, так что рук даже и не видно, когда они что-либо делают».

4-й ведущий.

Верхняя одежда была длинной - часто доходила до пят - и просторной - почти никогда не облегала фигуру человека. Одежда знати к тому же имела неимоверно длинные рукава.

5-й ведущий.

Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой была рубаха, которую носили как женщина, так и мужчина. Ее считали своей второй кожей, выражением души и личности человека.

Слово «рубаха» происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани», а также от слова «рубить», имевшего когда-то еще и значение «резать». Рубаха была главным, а иногда и единственным предметом одежды. Шилась она туникообразно (как здесь не вспомнить одежду Древнего Рима!), из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Делали ее как можно длиннее, у подола и подмышками расширяли с помощью особых вставок. Длина мужской рубахи была, как правило, до колен и носилась она навыпуск, поверх штанов.

Ведущая.

Женская же рубаха носилась до ступней, до полу (отсюда произошло слово «подол» - «край одежды»), но могла быть значительно короче, до икр.

Рубаха на спине и груди имела подкладку, которая называлась подоплекой. Женщины поверх рубахи надевали два больших куска несшитой клетчатой ткани типа распахнутой юбки - поневы. Не напоминает ли это вам египетскую одежду?

2-й ведущий.

Вырез ворота был круглым либо четырехугольным. Рукава шились длинными и узкими. У запястья собирались в складки и сдерживались обручами (браслетами). Ворот, рукава и подол рубахи украшались вышивкой - знаками-символами, имевшими, кроме эстетического, и оберегающее значение (защита открытых участков тела - шеи, кистей рук, ног).

3-й ведущий.

Особое значение придавалось поясу. Помимо практической, он выполнял и защитную функцию: ведь круг - это идеальная форма защиты. Люди побогаче надевали поверх простой рубахи и еще одну - нарядную.

3-й ведущий.

Самыми распространенными видами верхней одежды были плащи, отличавшиеся лишь качеством материала и застежками. Нижняя мужская одежда как у царя, так и у простого крестьянина состояла из порток (штанов) и рубахи. На бедрах штаны держались с помощью шнурка.

4-й ведущий.

Основой верхней одежды служил кафтан, который одно время носили как женщины, так и мужчины. Шили его длинным, почти до щиколоток. Некоторые кафтаны имели богато украшенный воротник.

Ведущая.

Лучшим украшением служили пуговицы. Круглые, граненые, из золота и серебра, с драгоценными камнями... Их стоимость могла в десятки раз превышать стоимость самой одежды.

1-й ведущий.

Зимняя одежда была следующих видов:

1) кожух делали из шкуры животного, вывернутой мехом внутрь;

2) овчинный тулуп, его обычно носили люди из простонародья;

3) полушубок.

Ведущая.

Несколько слов о детской одежде. Она была одинакова как у девочек, так и у мальчиков и состояла из старой родительской одежды. Делалось это для того, чтобы уберечь от порчи и сглаза неокрепшего ребенка. Право на взрослую одежду дети получали только после обряда взросления (инициации).

Финал

Близится к концу наше увлекательное путешествие. Надеемся, вы обратили внимание на то, что у одежды разных народов есть очень много общего, а именно (каждый ведущий называет по одному отличительному признаку):

1. Изготавливалась из целого куска материи.

2. Одинаковый покрой для женщин и мужчин.

3. Наличие такого универсального вида, как хитон в Греции, туника - в Риме, рубаха - в России.

4. Широкое использование пояса и застежек.

5. Применение таких тканей, как лен, хлопок, шерсть.

Долли ЛЕВИНА, учитель МХК, СШ №637, Москва