Педагогическая технология не привязана к конкретному предмету. Если вы, взяв в руки методичку, подготовили по ней отдельный урок по отдельной теме, то это методика. Но если вы на основании некоторых закономерностей сконструируете урок на любую заданную тему, то это технология. Технология во многом зависит от постулируемых учителем субъект-объектных отношений, а также от временных рамок, которые ставит себе учитель. Минимальная единица - это урок. Но чаще имеют дело с блоками уроков или даже с модулями.

Педагогические технологии имеют массу возможных классификаций. Одна из них - по размерам единиц. Таким образом выделяют несколько поколений педагогических технологий. Самое первое - когда единицей планирования является урок. Далее идут блочные технологии, модульные технологии. Сейчас речь уже идет о распределенных модульных технологиях.

Еще есть классификация по Вячеславу Гузееву. Возьмем начальные результаты обучения, конечные результаты, промежуточные результаты и процедуры получения промежуточных результатов. Если все это известно и предлагается ученику, то это объяснительно-иллюстративный метод, то есть пересказ учебников, показ стандартных алгоритмов и требование действия по образцу. Если мы не покажем промежуточные результаты, школьник должен получить их сам, то это будет программированное обучение. Оно вполне подходит, на мой взгляд, при обучении именно технологиям (например, компьютерным, но никак не информатике). Если, наоборот, убрать процедуры получения промежуточных результатов и оставить сами эти результаты, то мы получаем эвристический метод. В этом случае, поскольку ребенок выводит процедуры сам, он запоминает и сами эти процедуры, и способ их получения. Это более затратный по времени способ по сравнению с первыми двумя. Главная проблема для учителя в этом случае - составление промежуточных заданий. Еще одна технология, ставшая популярной в последнее время, - модельная, когда мы оставляем только начальные и конечные данные, а промежуточные результаты и процедуры скрываем от ученика. Она часто используется при организации проектной деятельности, педагогических (не дидактических!) игр.

Какую технологию рекомендуется выбрать? Общих рецептов здесь нет и быть не может. Во-первых, это зависит от вас лично, во-вторых, от предмета, в-третьих, от учащихся. На мой взгляд, абсолютно универсальной технологии просто не существует, приходится время от времени переходить с одной на другую. Но изучать их все же необходимо.

Ирина ОЗЕРКОВА, педагог дополнительного образования гимназии №2, Железнодорожный,

Московская область