Загляните и увидите: рядом с претендентами на медаль сидит учитель и правит, помогает, а зачастую и пишет сочинение какому-нибудь чаду. Вот отсюда и идет неприязнь подростков к элитным детям. Вопрос «А чем мы хуже?» уже не возникает, а висит дамокловым мечом.

Бедных педагогов жаль. Не могут они перечить влиятельным родителям, школьной администрации.

И вот уже одноклассники начинают относиться плохо к кому-то ниже рангом. И это длится не год, не два.

«Мама, я больше так не могу, чем я хуже, почему одних тянут, а остальным, даже заслуживающим высший балл, занижают оценки? - говорит дочь. - Стоит ли жить, если мир так жесток и несправедлив?»

Ау, где вы, настоящие педагоги? Наставники, мастера, учителя с большой буквы. Я не верю, что их нет.

Выпускные экзамены... Из года в год одних тянут, других топят, одним и учитель в помощь, и шпаргалки (родители приносят копировальный аппарат и копируют страницы учебников, критические статьи). Другим в лучшем случае тексты со вступительной статьей и орфографический словарь. Вот так и приходит к детям уверенность, что мир, школьный мир, жесток и несправедлив. Уходят они из родных школьных стен с обидой на учителей, на удачливых одноклассников, на жизнь. Как и чем измерить душевную травму, полученную в школе? Если хоть один ученик уходит с обидой на учительский коллектив - значит, это уже минус школе. Учителя, посчитайте свои минусы, не больше ли их, чем плюсов?

Хочется, чтобы мое письмо нашло самый горячий отклик. Хочется, чтобы обиженных и униженных детей было меньше. Образование не значит образованность. Жаль, что в последнее время эти слова становятся все актуальнее.

В День защиты детей проводятся различные акции, марафоны, благотворительные концерты. Возникает какое-то ощущение, что на словах нам пытаются доказать - о детях заботятся. А на деле? Зайдите в школы, где начались в эти дни экзамены. Сколько невидимых миру слез проливают наши, казалось бы, вполне благополучные дети. А что говорить о сиротах, воспитанниках детских домов, детях-инвалидах? Каково им в нашем жестком, несправедливом взрослом мире?

Говорят, дети выносят все проблемы общества на поверхность. Своими побегами, уходами на улицу в никуда, неблаговидными поступками юные граждане нашей страны свидетельствуют - мир детства в опасности. Детям плохо в семье, в школе, в обществе... Но слышим ли мы их?

Римма ТРУБКУЛОВА, мама ученицы 11-го класса, с. Исянгулово, Республика Башкортостан

От редакции. Очень важную проблему подняла в своем письме наша постоянная читательница Римма Махмудовна. К сожалению, она не одинока в своих горьких выводах - в школе, как и в обществе, идет расслоение по имущественному признаку. А что думаете вы по этому поводу? Может, автор письма сгущает краски?