ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. В центре зала лежит большой обруч, а на нем - обручи поменьше (по одному на каждого ребенка).

Ведущий: Здравствуйте, проходите, я рада вас видеть! Давайте подойдем поближе и посмотрим, на что похожа фигура в центре зала? А теперь пусть каждый из вас возьмет по обручу. Отнесите свой обруч туда, где вы хотите сидеть во время нашего занятия. Это будет ваше место. Кто уже нашел свое место, пусть обойдет вокруг своего обруча. А теперь закройте глаза и попробуйте с закрытыми глазами отойти от обруча и вновь приблизиться к нему. Откройте глаза, посмотрите внимательно на свой обруч и определите его середину. Все нашли середину? А теперь сядьте в центр обруча. Отлично! У всех получилось? Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома. Все представили круг своим домиком? Расскажите, у кого какой домик получился, на что он похож, где находится. Очень хорошо! Подумайте, как можно ваш домик украсить? Подойдите к столам и возьмите то, что я приготовила для украшения ваших домов. Вы должны украшать свой домик, начиная с центра. На это я даю вам 10 минут. Когда услышите звон колокольчика, ваша работа должна быть закончена.

Пока дети украшают свой дом, привяжите к каждому обручу по клубку ниток. Звенит колокольчик.

Ведущий: А сейчас возьмите клубочек и, разматывая его, соедините свой домик с любым другим домиком, потом - с большим обручем, который лежит в центре, и возвращайтесь снова в свой дом. Давайте придумаем, как можно оформить обруч в центре. Пусть каждый положит в него что-то из своего домика. А в середину мы поставим свечку, чтобы дом был теплым и живым. Замечательно! Теперь давайте встанем на стульчики и посмотрим, что у нас получилось. У каждого есть свой домик, от которого идут дороги к другим, и от всех домиков идут дороги в один большой дом. А большой дом состоит из множества разных кусочков. Каждый из вас положил что-то свое, значит, у всех нас есть один большой общий дом, где все могут жить вместе. Давайте встанем вокруг большого дома и поблагодарим друг друга за отличную работу. Я возьму в руки свечку, и мы будем передавать ее друг другу и говорить при этом своим соседям добрые слова. Спасибо, Саша, мне было очень приятно с тобой работать! (Ребенок, чье имя было названо, передает свечку со словами благодарности своему соседу, и так до завершения круга). А сейчас пришла пора прощаться. До свидания!

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, большой обруч, веревки-канаты разной длины и разного цвета - по количеству детей, орехи, бусинки, шнурки, клубочки, мячики, палочки и т.д.

Ход занятия

Звучит спокойная музыка, дети проходят в зал.

Ведущий: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Давайте сядем вокруг обруча и возьмемся за руки. У нас получилось два круга: внутри, это обруч, а другой - снаружи, это мы с вами. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Отлично! А сейчас мы с вами, уже открыв глаза, будем жестами передавать друг другу воду, цветок, бабочку. Давайте теперь подключим наше дыхание и передадим друг другу «змею». Для этого надо глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки вверх к своему соседу слева (меняем направление) и выдувать воздух в его сторону на звук «С». Очень хорошо. Теперь погладим щечку своего соседа теплым, нежным ветерком. Сложим губки трубочкой и плавно выдохнем воздух. Здорово! А сейчас давайте посмотрим на обруч, вокруг которого мы сидим. На что он похож? Посмотрите, на столе лежат веревки (канаты) разных цветов. Сейчас тот, кого я назову (можно звать детей парами), возьмет веревку и положит ее около большого обруча так, чтобы получился как бы лепесток. Когда это сделают все, у нас получится цветок с разноцветными лепестками... Как вы думаете, что у нас получилось? Давайте «раскрасим» лепестки. Возьмите материалы, которые я вам приготовила, и заполните ими пространство внутри своего лепестка.

Пока дети выполняют задание, выложите на ковре еще один круг из каната. Круг должен быть таким, чтобы внутри него смогли разместиться все дети группы.

Ведущий: Заканчивайте работу. Давайте встанем на стулья и полюбуемся на то, что у нас с вами получилось. Красота! А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Материалы: клубок достаточно прочных ниток.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках в кругу.

Ведущий: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с игры «Эхо». Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа - Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя. Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как рада вас видеть. «Я очень рада, что Сережа в группе есть». В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю... Отлично! Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Следующее упражнение называется «Солнечный зайчик» Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Наша следующая игра называется «Спаси птенца». Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. А сейчас мы разделимся на пары и будем играть в «Ладушки».

Напомните детям потешку: «Ладушки, ладушки!/Где были? - У бабушки. /Что ели? - Кашку./Что пили? - Бражку». Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки. Ведущий: «У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»? «Сорока-ворона кашу варила,/Сорока-ворона деток кормила./Этому дала, и этому дала, / И этому дала, и этому дала. А самому маленькому /Из большой миски/Да большой ложкой./Всех накормила!». Дети сидят в парах, проговаривая слова потешки, и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки. Ведущий: «Замечательно! Наше последнее упражнение называется «Клубочек». Наша Мария Ивановна (воспитатель) будет выполнять роль «Золушки», а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не «намотается» на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не опускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться. На этом наше занятие заканчивается, всем - большое спасибо!».

Продолжение. Начало в № 33. Окончание следует