Фундамент развития

После распада СССР протяженность государственной границы и площадь исключительной экономической зоны России практически не уменьшились, но силы и средства, участвующие в их охране, значительно сократились. Не вдаваясь в детали этого многотрудного процесса, замечу, что в конце 1993 - середине 1997 гг. были заложены основы развития Федеральной пограничной службы (ФПС) России как силовой структуры. Проведено ее законодательное и нормативное правовое обеспечение. Решены такие крупные задачи, как сохранение и восстановление российской части пограничных войск, прикрытие новых участков границы России, обеспечение присутствия в районах, наиболее важных для интересов нашего государства и стран СНГ в деле обеспечения безопасности внешних границ.

Основу в тот период составлял войсковой способ охраны границы. Такая система соответствовала угрозам безопасности нашего государства на его рубежах. Использовались и оперативные средства для выявления источников угроз и их пресечения, но в совокупности сил и средств они не составляли решающего компонента.

Такую систему обеспечения безопасности российских границ закрепил ряд правовых актов. В частности, были разработаны «Основы пограничной политики Российской Федерации», приняты Закон «О Государственной границе Российской Федерации», Концепция охраны внешних границ государств - участников Содружества, Положение о ФПС России и другие правовые документы.

Организация любого органа исполнительной власти определяется теми задачами, которые он решает. Особое влияние на структуру пограничного ведомства оказывает характер угроз интересам и безопасности государства в пограничной сфере. Практика последних лет показывает, что на первый план сегодня выходят угрозы по сути своей невоенные - международный терроризм, трансграничная преступность, нелегальная миграция.

В этой ситуации нашему государству потребовался поиск новых, более эффективных форм и способов защиты национальных интересов в пограничном пространстве.

Веление времени

Оценка материальной базы Пограничной службы к моменту включения в ФСБ России выявила ее неудовлетворительное состояние. Практически не были обустроены и оборудованы в инженерном отношении участки госграницы с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Украиной и государствами Балтии. Постепенно приходила в упадок пограничная инфраструктура на других участках границы. Вооружение, военная и специальная техника были поставлены в пограничные войска 10 - 20 лет назад.

Почти треть застав размещалась в зданиях из сборно-щитовых конструкций, которые выслужили сроки эксплуатации. Вот некоторые цифры, приведенные в докладе первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России генерала армии В.Е. Проничева на Всероссийском совещании руководящего состава ФСБ России 1 декабря 2004 г.

Более 7% погранзастав построены в XIX - начале XX века (самая «древняя» - в 1829 г.), около 9% - 1950-х гг., 70% - построены в 1960 - 1980 гг. и давно не отвечали современным требованиям. Пожалуй, самая актуальная проблема - жилье. В 2004 г. в нем нуждались свыше 16,5 тысячи человек, из них бесквартирных - более 12 тысяч. Кроме того, 8 тысяч военнослужащих нуждались в служебном жилье, около 800 семей подлежали отселению из закрытых военных городков. Общую ситуацию с жильем подтверждал и проведенный в Пограничной службе в 2003 г. социологический опрос военнослужащих. 14% из них проживали в частном секторе по поднайму, 28% - у родителей, родственников, знакомых. Только 24% военнослужащих имели отдельную квартиру или дом, чуть меньше - жили в служебном жилье, 8% военнослужащих были обеспечены общежитиями, 4% были вынуждены жить в казармах. Эти и другие факты пограничной жизни наводили на мысль: пограничникам решать данные проблемы без активной поддержки общества и государства невозможно.

25 ноября 2003 г. Государственная пограничная комиссия обсудила первоочередные меры по обустройству границ. Мероприятия по обустройству госграницы было решено осуществлять дифференцированно, с учетом характера угроз, состояния пограничной инфраструктуры и финансово-экономических возможностей государства. На новых, необустроенных участках границы основные усилия сосредоточили на строительстве пограничных городков и объектов с применением новейших технологий и современного оборудования.

Особое внимание уделялось обустройству госграницы на Северном Кавказе и российско-казахстанском участке. Там было запланировано строительство 72 городков непосредственно на границе, 9 управлений погранотрядов и учебного центра. Было предусмотрено внедрение современных технологий передачи информации от границы (мест несения службы пограничными нарядами) до центра, которые позволят своевременно принимать управленческие решения.

Отмечу, что обустройство российских границ, в частности на Северном Кавказе, находится под пристальным вниманием Президента России. Выступая на заседании Коллегии ФСБ России 7 февраля 2006 г., он подчеркнул, что обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны государственных границ. Глава государства с удовлетворением отметил, что в 2005 г. в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница» Пограничная служба ФСБ многое сделала для обустройства наших южных рубежей. В результате перекрыт ряд маршрутов проникновения на российскую территорию международных террористов, доставки оружия и наркотиков, выросли оперативные возможности пограничников на самом сложном направлении - Северо-Кавказском.

Реформирование

На основании решения Совета Безопасности РФ от 30 сентября 2003 г. «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» разработана Концепция формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере. После всестороннего обсуждения ее проекта в федеральных и региональных органах государственной власти, а также в научных учреждениях Концепция утверждена решением Государственной пограничной комиссии. Она рассчитана на период до 2010 г., служит основой для разработки новых и изменения принятых ранее планов и программ обустройства госграницы России, развития федеральных органов государственной власти, причастных к защите и охране госграницы, выработки предложений по совершенствованию законодательства, касающегося пограничной сферы.

Мы учитываем уроки предшествующих реформ пограничных войск, когда основное внимание уделялось управленческим структурам, порой неоправданно раздувались их штаты за счет сокращений в подразделениях, непосредственно охраняющих границу. Сейчас основные усилия кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности Погранслужбы направлены на поддержание их полной укомплектованности офицерами, прапорщиками и мичманами.

Приняты меры по сокращению количества досрочных увольнений с военной службы, прежде всего выпускников пограничных образовательных учреждений ФСБ. Этому способствуют совершенствование воспитательной работы с молодыми офицерами, моральное и материальное стимулирование их службы, забота об их быте, помощь в адаптации к новым условиям жизни, трудностям и условиям границы.

Важное направление активизации человеческого ресурса - аттестация офицеров, прапорщиков и мичманов, а также создание резерва кандидатов для выдвижения на вышестоящие воинские должности и направления на учебу.

Одно из направлений совершенствования пограничной деятельности - развитие сотрудничества с пограничными структурами ближнего и дальнего зарубежья. Поскольку охрана границы ведется с двух сторон, развитие сотрудничества позволяет повысить ее эффективность при минимальных затратах, тем более что большинство сопредельных стран также заинтересовано в борьбе с международным терроризмом и трансграничной преступностью.

В результате этой работы будет завершено перераспределение ресурсов в пользу подразделений границы. В них сосредоточивается до 80% сил и средств, а на обеспечение и управление - не более 20%. Мы исходим из того, что основу тесного сотрудничества с местным населением приграничных регионов составляют не только проблемы охраны границы, но и создание новых рабочих мест в рамках обустройства границы и обеспечения деятельности пограничных подразделений.

Таким образом, сокращение войскового компонента в сочетании с территориальным принципом управления, наращиванием оперативного потенциала, профессиональной системой комплектования, техническим переоснащением составляет основное содержание перехода от пограничных войск к системе пограничных органов Федеральной службы безопасности.