С точки зрения подготовки кадров мы считаем очень важной более раннюю стадию профориентации школьников в подшефных школах. Дело в том, что в наше время для того, чтобы что-то создать, нужны как достаточно глубокие профессиональные знания для инженеров, так и высокая квалификация для рабочих. Поэтому профессиональная ориентация с ранних лет для того, чтобы к наиболее сознательному возрасту молодой человек пришел подготовленным, для нас чрезвычайно важна.

Активное участие принимает предприятие в подготовке кадров всех уровней, используя свои новые инновационные разработки и интеллектуальный потенциал специалистов завода, в повышении уровня подготовки рабочих и специалистов колледжей путем проведения практик и дополнительных занятий на производстве. За год в заводском Институте подготовки кадров проходят различные виды обучения и практик около 5 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч студентов московских вузов и колледжей, а также группы специалистов от предприятия.

Очень важным стало наиболее раннее приобщение, в том числе и студентов, к работе по специальности. Если мы в наше время подрабатывали, разгружая вагоны, то сегодня наша задача - дать молодым людям работу только по выбранной специальности, навыки которой они получали бы уже со школьной скамьи. Поэтому в нашем Институте подготовки кадров студенты днем работают, вечером учатся. Причем полгода работают в одном цехе токарями, вторые полгода - в другом цехе фрезеровщиками и так далее. После 4-го курса они работают на инженерных специальностях и таким образом к окончанию вуза уже становятся высокопрофессиональными специалистами.

Та работа, которая проводилась по начальному профессиональному образованию, когда мы, по сути дела, объединили ПТУ, техникумы и назвали все колледжами, правильная. Нам сегодня требуется высокопрофессиональный рабочий класс, кандидаты в сменные и старшие мастера. Поэтому такое объединение двух ступеней профессионального образования было оправдано. Но теперь необходимо к следующему учебному году сделать так, чтобы техникумы не учили, как прежде, по-своему, а ПТУ - по-своему, чтобы не было так: формально объединили, а общие методические пособия не изменили и учим по-старому.

Высшим учебным заведениям необходимо усилить подготовку студентов в области информационных технологий и особенно в изучении специальных дисциплин, дать им необходимые навыки реализации полученных знаний с помощью компьютерных технологий. Уверен, что крупные промышленные предприятия и бизнес в целом должны активно участвовать в образовании и подготовке кадров, поскольку сегодня базой и для различных малых предприятий, и для небольших фирм становятся все же крупные предприятия. Так как их остается не так уж много, необходимо в обязательном порядке участие бизнеса в подготовке кадров.

Но нам нужен федеральный закон о компенсации расходов предприятий и организаций на образование и подготовку специалистов, федеральный закон о контрактной форме обучения, в котором должна быть предусмотрена обязательная отработка не менее трех лет на предприятии, с которым заключен контракт, или по направлению государства, если студент получал образование за счет госбюджета. Сегодня ведь получается так, что, скажем, тот же «Боинг» получает специалистов, подготовленных за счет бюджета Российской Федерации. Это нелогично, но надо, чтобы это стало еще и незаконным, потому что иначе мы сегодня ничего сделать не сможем. Буквально за год больше 50 хороших конструкторов ушли с «Салюта» - мы их только чуть-чуть подучили, и они сразу ушли. Когда не тратишь средства на подготовку кадров, можно и зарплату платить побольше, вот так их и переманивают другие фирмы.

Для того чтобы молодежь шла на работу по инженерным специальностям, по рабочим специальностям, нужно создать внешнюю среду для популяризации рабочих профессий, используя для этого публикации в СМИ, другие различные мероприятия. На мой взгляд, тут очень важно проведение конкурса профессионального мастерства среди рабочих, это тоже популяризирует их деятельность, уже стал традиционным конкурс «Московские мастера», который вызывает большой интерес и у молодежи.

Что касается подготовки к новому учебному году, то прошу при подведении результатов конкурсов на предмет, кому отдать капитальный ремонт учебного заведения, школы, учесть, что, например, есть завод, который предлагает и потом в течение всего года помогает школам проводить ремонт, оказывает им различную помощь. Ведь «Салют» беспокоится за 7 школ и помогает им, нужно, чтобы это тоже учитывалось при проведении конкурсов.

Юрий ЕЛИСЕЕВ, генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия МПП «Салют»