Взаимодействие идет не только на общемосковском уровне, оно идет на уровне административных округов. Так получилось, что Финансовая академия, в которой в настоящее время обучаются 21 тысяча студентов и 20 тысяч специалистов ежегодно проходят повышение квалификации, расположена в двух округах - Северо-Восточном и Северном, руководство префектур оказывает огромную помощь в том, чтобы взаимодействие школ и вуза было действительно эффективным.

Следующий уровень сотрудничества - на уровне отдельных вузов и школ. То есть буквально все структурные подразделения задействованы. Важны его направления: содержание образовательных программ, формы и методы работы, в частности, в 10-11-х классах они приближены к вузовским (лекции по факультативным дисциплинам, тестирование как один из вариантов проверки знаний, кейс-стадии и так далее), преподаватели вуза очень часто бывают на занятиях в школе и не как посетители, а как педагоги, что тоже поднимает планку образовательного процесса, помогает подготовить старшеклассников к вузовской системе обучения. В результате такого взаимодействия сокращается адаптационный период первокурсника в вузе в три раза, потому что в 10-11-х классах формы и методы работы приближены к вузовским, преподаватели вузов сразу поднимают планку высоких требований, это, естественно, дает свой результат, ребята приходят в вуз и попадают в совершенно знакомую им ситуацию. Кроме того, в школах ведется научно-исследовательская работа, наши студенты и школьники вместе пишут работы на Всероссийский конкурс Вольного экономического общества и занимают там достойные места. Школы проводят вместе с академией профильные пробы, позволяющие ребятам сделать профессиональный выбор для дальнейшего обучения на высшей ступени. В 10-11-х классах проводится пассивная практика на предприятиях, в банках, фирмах. Я познакомилась с практикой в нескольких наших школах, а мы сотрудничаем с 12 московскими школами, и удивилась тому, что при прохождении практики, например, в банках, некоторые ребята четко определили для себя, что будут поступать в кредитный институт, потому что им доставляет удовольствие работа человека с человеком в кредитном отделе. Другая группа ребят сочла, что им лучше иметь дело с бумагами, то есть нужно идти в институт бухгалтерского учета. Казалось бы, всего-то профильные пробы, но эти пробы дают совершенно другой подход к оценке своих возможностей и способностей. Кроме того, уже разработана программа профессиональной подготовки к самостоятельной жизни, к малому бизнесу, к созданию собственных фирм.

Все это вместе взятое дает повышение качества образования. Для того чтобы доказать, что это действительно так, приведу пример с медалистами. Абитуриенты поступают в академию при конкурсе 7-10 человек на место, из них половина имеют медали, то есть конкурс идет среди равных. Первый экзамен 20% медалистов сдают на высшую оценку, набирая 10 баллов. Но московские медалисты дают другие показатели: 80% московских медалистов сдают первый экзамен на 10 баллов.

Мы сотрудничаем с двумя московскими школами: государственной гимназией №1518 и негосударственной школой «Наследник». С гимназией мы сотрудничаем уже 12 лет, это блестящее учебное заведение, не случайно в конкурсе на лучшую школу России в номинации «Школа профессиональной карьеры» 1518-я гимназия заняла достойное место. Так вот, в прошлом учебном году в школе №1518 выпускники получили 31 медаль и 30 из них сразу же сдали первый экзамен на 10 баллов. Не скрою, мы даже испугались, что их так много. Но практика показывает, что ребята из этой гимназии не только поступают с такими блестящими результатами, но и учатся потом все пять лет на самом высоком уровне, кроме того, они очень активны.

Школа «Наследник» заняла первое место по рейтингу среди негосударственных школ, ее директор приглашена в Общественную палату. Я думаю, это очень серьезное достижение. Со школой «Наследник» мы проводим эксперимент «детский сад - школа - вуз», и могу сказать, что этот эксперимент весьма и весьма удачен. В школе есть свой детский биржевой центр, ребята получают первые навыки работы инвестора, осваивают тренажеры. Один из учеников - одиннадцатиклассник Толя Глоба - получил свой собственный счет и стал реальным участником биржи. Не случайно наши студенты так профессионально ориентированы.

Недавно ко мне пришла группа первокурсников, которые создали свой маленький бизнес, попросили разрешения купить на собственные деньги аппараты для чистки обуви и поставили их во всех корпусах академии. Другая группа студентов 3-го и 4-го курсов купила автоматы по продаже кофе, выпечки, и теперь им не надо во время перерыва бегать с 13-го этажа на первый в столовую. Студенты 4-го и 5-го курсов создали три книжных магазина. Все они пришли к нам учиться из московских школ.

От имени ректоров мы выражаем благодарность Любови Петровне Кезиной. Это действительно «мотор» - энергичный, деловой, стратегически мыслящий человек, но и тактик, который оперативно и быстро решает все возникающие проблемы. Работать с ней - одно удовольствие.

Мне кажется, нужно подготовить книгу «Национальный образовательный проект в действии», потому что национальный проект в Москве действительно идет, и по нему есть уже серьезные результаты. Нам нужно провести в ближайшее время конференцию «Качественное образование - необходимое условие и важнейший ресурс устойчивого развития общества». Кроме того, думаю, мы могли бы взять на себя ответственность и разработать, реализовать программу повышения финансовой грамотности населения, провести конкурс на лучшую школу по пропаганде финансовой грамотности, на лучший вуз. Это может быть достойным вкладом в то, чтобы у нас больше не было людей, которые были бы обмануты очередными «Чарой» или «МММ».

Алла ГРЯЗНОВА, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ