По результатам международных и национальных исследований качества чтения и грамотности 15-летние учащиеся России заняли 33-е место среди своих сверстников из 40 стран, принимавших участие в исследованиях. Во многих странах, таких как Великобритания, Франция, Швеция, Португалия, США, Китай, приняты национальные программы чтения для приобщения подрастающего поколения к чтению и содействия повышению грамотности населения. Я считаю, что такая программа в таком инновационном городе, как Москва, должна быть тоже обязательно принята. Необходим государственный подход к формированию у детей позитивного отношения к чтению как к современному, доступному, необходимому инструменту развития образованного, культурного и мыслящего человека.

На совместных заседаниях двух профильных комиссий Московской городской Думы (по образованию и по социальной политике) мы рассматривали ход реализации проекта «Карта учащегося». Я, как бывший директор гимназии №1531, которая на протяжении пяти лет осваивала карту, считаю: с точки зрения внедрения информационных технологий это очень инновационный проект для Москвы. Возможности, заложенные в эту многоцелевую карту, достаточно большие, но вместе с тем я обратила внимание на то, что все-таки наблюдаются дублирующие межведомственные действия по реализации этой программы. Полагаю, что необходимо учесть ранее наработанный опыт и делать шаги вперед, а в следующем учебном году обязательно вводить эту карту в режим функционирования в школах столицы.

Сегодня важна проблема сохранения здоровья, Департамент образования занимается ею серьезно, но на заседаниях комиссии и Думы мы рассматривали и другие подходы к организации этой работы. Основная задача программы, которая была нам предложена, - трехуровневая паспортизация здоровья школьников. Задачи этой программы - мониторинг здоровья школьников на основе составления паспорта здоровья, оценка физиологического состояния ребенка, его загруженности, создание для него комфортных условий в образовательном учреждении и профилактика вредных привычек. Считаю, что данная программа должна быть поддержана также правительством Москвы и в новом учебном году получить право на жизнь во всех образовательных учреждениях не только в экспериментальном режиме.

Очень перспективен проект «Оксфордская школа», предложенный ЗАО «RELOD», на протяжении многих лет работающим с Департаментом образования и Московским институтом открытого образования. Эта программа и эта школа предназначены для гимназий и школ с углубленным изучением иностранных языков, они обеспечивают учащемуся не только качественное развитие коммуникативной компетенции в области изучения иностранных языков, но и возможность профильной подготовки и осознанного выбора профессии.

Не менее важна интеграция московского образования в международную систему образования. Это направление особенно важно для города и страны в целом, так как это источник информации о зарубежном опыте, о его уровне, современных технологиях и лучших достижениях современной науки, практики. Но, с другой стороны, для московского образования это возможность продемонстрировать и на международном уровне замечательные успехи столичного образования. Однако качественно это можно сделать лишь в том случае, если управленческие структуры национальной системы образования не только признают такую деятельность полезной, но и оказывают ей всяческое содействие.

Наверно, не все члены правительства Москвы знают, что в столице сегодня работают 15 школ, входящих в программу международного бакалавриата. Эти школы ежегодно проходят международную аттестацию, имеют лицензию на проведение такой образовательной деятельности, выдают детям сертификаты и дипломы международного образца, признаваемые во всем мире. Для дальнейшего развития такого направления деятельности образовательных учреждений необходимо изучить и объединить их новации и опыт, в том числе путем включения в городскую целевую программу «Столичное образование».

Приблизительно в таком же положении находится целая сеть образовательных учреждений, которые называются «Ассоциированными школами ЮНЕСКО», в Москве их 69. Они серьезно работают по направлению международных глобальных проектов, в частности, в области воспитания. Опыт этих школ очень важен для формирования толерантного сознания. Поэтому хотелось бы, чтобы они были закреплены в городских экспериментальных площадках в следующем учебном году и в целевой программе «Столичное образование».

Департаменты образования, здравоохранения и социальной защиты сегодня работают с детьми-инвалидами. Однако динамике этой работы не всегда соответствуют темпы подготовки специалистов необходимой квалификации. В Москве есть очень хороший пример решения этой проблемы: «Центр технологий обучения» - единственное учреждение, обеспечивающее дистанционное обучение инвалидов, но для такого города, как Москва, этого недостаточно. Отсутствует правовой механизм передачи в пользование и закрепления компьютерного оборудования за выпускниками этой школы.

Другая проблема - наличие всего лишь одного интерната для одаренных детей (нашего национального достояния) недостаточно для такого города, как Москва.

Кроме того, нам необходимо создать региональный образовательный канал «Образование», который бы освещал жизнь столичной системы образования, а также науки.