Членам президиума, состав которого оказался на редкость представительным и разнообразным (губернатор Владимир Кулаков, председатель областной Думы Алексей Наквасин, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ Александр Соловьев, председатель обкома Профсоюза работников образования и науки Тамара Бирюкова и другие), все диаграммы на руки раздали заранее. В зале приглушили свет, и пока шел доклад, присутствующие (кроме педагогов и управленцев образования в числе приглашенных были все главы районов, их замы по социалке, ректоры вузов, областное спортивное начальство, здравоохранение и т.д.) имели возможность не только услышать, но и увидеть на экране данные о финансировании школ в области, распределении компьютерной техники по районам, демографическом спаде, итогах ЕГЭ - в общем, те проблемы, о которых на совещании говорили достаточно много и по делу.

Главное, что ожидает школы в наступившем учебном году, - это изменение финансирования системы образования в области. Согласно новому закону (№ 123 от 7 июля сего года) управлению образования необходимо будет разработать методики расчета нормативов подушевого финансирования, то есть рассчитать тот самый минимум ежегодного денежного довольствия на одного ученика и определить схемы, по которым районы будут получать субвенции из областного бюджета в соответствии с этим нормативом. Министерство образования назвало две цифры: 4900 рублей в год на ученика-горожанина и 8800 руб. - на одного ученика сельской школы. Это федеральная норма. Но, как наглядно продемонстрировал экран над сценой, далеко не во всех сельских районах Воронежской области федеральный норматив соблюдается. Есть такие, где цифра выше, но примерно треть области (на схеме эти районы обозначались красным) до 8800 руб. на душу ученического населения не дотягивает.

Как сказал Яков Львович, только два района - Аннинский и Рамонский реально приближаются к ста процентам выполнения норматива.

- Главную долю норматива - 96% - составляет зарплата с начислениями, при этом и структура начисления ее неоптимальна. Не более месяца отводится нам на разработку методик расчета, так как суммы будут внесены в бюджет 2004 года, а распределение субвенций в районах включат в приложения к закону о бюджете области. Во всех образовательных учреждениях предстоит создать собственные бухгалтерии, открыть расчетные счета в банках и обеспечить самостоятельный бухгалтерский учет. У нас уже происходит децентрализация бухгалтерского учета, и 35% образовательных учреждений имеют самостоятельные бухгалтерии.

Говоря о новом финансовом нормативе, нелишне вспомнить, что включает он в себя не только оплату труда учителя (как сказано выше, это 96 %), но и расходы на учебные пособия, технические средства и оборудование, хозрасходы - в общем, все, что нужно школе, кроме оплаты коммунальных услуг. Коммуналка остается за муниципальными властями. То есть, на оставшиеся 4 % (352 рубля в год на сельского ученика и 196 - на городского) приходится все остальное. Если в городской школе тысяча учеников, то за год директор этой школы на целых 196 тысяч рублей(!) сделает ремонт, купит компьютеры, частично заменит школьную мебель, накормит учеников, вставит все выбитые стекла, купит мел, тряпки, наглядные пособия, учебники для библиотеки... Вопрос: получится ли? Говорят, что норматив - это минимум, что больше - можно, а меньше - нельзя. Только кто даст больше-то?!

Воронеж