В школе № 1071 Юго-Западного окружного управления образования г. Москвы состоялся «круглый стол» на тему «Здоровье школьников». Мероприятие проводилось в рамках московских августовских чтений совместно с Департаментом здравоохранения Москвы. В нем приняли участие педагоги, врачи, психологи, научные работники. Организаторами были руководитель Департамента здравоохранения А.П.Сельцовский, руководитель Департамента образования Л.П.Кезина и начальник Юго-Западного окружного управления образования М.Ю.Тихонов.

За «круглым столом» констатировали, что в прошедший год в Москве осуществлялась большая работа по укреплению здоровья школьников, а в настоящее время реализуется межведомственная программа «Здоровье детей» на 2003-2005 гг.

Проведение программы «Образование и здоровье», принятой правительством Москвы в июне 1998 г., смогло консолидировать усилия специалистов образования, здравоохранения, санэпиднадзора и многих научных центров. Была проведена оценка диспансеризации в Москве, которая показала, что хронические заболевания выявлены у 30% школьников. Ведущее место среди них занимают болезни органов дыхания, костно-мышечного аппарата, нарушение зрения.

В рамках программы расширяется количество образовательных учреждений, которые занимаются профилактикой заболеваний, функциональных дизрегуляций и поведенческих рисков, опасных для здоровья. В Юго-Западном округе создана сеть таких школ, где педагогические коллективы эффективно работают по здоровьесберегающим технологиям. Наиболее ценным в работе этих учебных заведений является личностное участие школьников и учителей в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Но подобных школ пока немного. И проблема, связанная со здоровьем учащихся, решается медленно. Поэтому участники «круглого стола» предложили в новом учебном году разработать рекомендации по внедрению опыта работы общеобразовательных учреждений Юго-Западного административного округа в других учебных округах г. Москвы. Кроме этого, они обсудили вопрос о том, какие модели «школ здоровья» были бы наиболее эффективны в существующей системе образования.

Каждый присутствующий на мероприятии имел свое мнение по данной проблеме. Наиболее интересными были выступления первого заместителя руководителя Департамента образования г.Москвы Л.Е.Курнешовой, представившей идеологию городской целевой программы «Модернизация московского образования», директора НИИ возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, предложившей комплексную систему мер по охране и укреплению здоровья школьников. Особо хотелось бы отметить выступление директора средней общеобразовательной школы № 199 М.А.Комлевой, которая предоставила материалы группы по вопросам образования и молодежной политики Совета старейшин при мэре Москвы. Было сказано много слов о том, какой уютной, дружной должна быть школа, ведь школа здоровья - школа радости!

В ходе «круглого стола» заседавшие отметили необходимость принять к сведению наличие двух типов школ здоровья: с преимуществом медицинского (для больных детей) и педагогического (для всех детей) компонентов деятельности. Полезно было бы ввести в практику школ физиолого-гигиеническую экспертизу различных педагогических технологий, разработать программы повышения функционального резерва организма обучающихся для их оптимальной педагогической успешности и благополучия, использовать в работе образовательных учреждений комплекты методик, направленных на уменьшение поведенческих рисков, опасных для здоровья, организовать работу по созданию материалов для повышения квалификации работников центров содействия сохранению и укреплению здоровья детей. Задач участники заседания поставили много. Способов решить их тоже предложили немало. Но смогут ли они в действительности осуществить все свои планы?