Бойтесь данайцев, дары приносящих

Как сказано в самой стратегии: «Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии».

Перестройка системы образования, по замыслу ее разработчиков, должна способствовать развитию у населения: навыков критического и творческого мышления в сочетании с воспитанием взаимного уважения к инакомыслящим, глубинного понимания демократических форм. Для этого предполагается ввести в учебный план новые темы и научить ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы.

На первый взгляд эта задача выглядит вполне традиционно и мирно. Но на самом деле привлекательная оболочка не что иное, как «троянский конь», начиненный не всегда приятными «сюрпризами».

Болезненность подобной задачи вызвана тем, что современное среднее и высшее образование хронически перегружено. Введение новых дисциплин или даже новых тем в имеющиеся программы означает либо возрастание академической нагрузки на учащихся, либо сокращение из программ каких-то учебных дисциплин или разделов. Противоречие между болезненностью сокращения содержательной части образования и необходимостью выделения значительного времени для развития творческих, аналитических способностей у учащихся еще предстоит решать. Ни предлагаемая стратегия, ни предшествующий опыт в области образования не дают ясного ответа на вопрос, как этого можно достичь. Очевидно, что впереди грядет пересмотр всего учебного плана, критическая переоценка теоретической и практической целесообразности включения (или оставления) в учебном плане каждого раздела. Это первая проблема, я бы сказал, рамочная проблема, о которой надо помнить, анализируя роль экологического образования в современном мире.

Развитие человечества - дело «рук» экологической безопасности

На первый план теперь выходят социальные приоритеты, такие как смягчение поляризованного социального расслоения общества, распространение в мире системы демократического управления государством, совершенствование самой системы образования.

Экологическое образование все эти годы непрерывно расширялось, вбирая в себя все новые направления.

Гуманитарные компоненты органично присоединились к естественно-научным, гармонично их дополнив. Экологическое образование претерпело ту же метаморфозу, что и сама экология, которая постепенно превратилась из скромного раздела биологии в меганауку. Оно также стало разветвленным, комплексным и весьма объемным.

Главная ее цель - снижение антропогенной нагрузки на биосферу - все в большей мере оказывается зависимой от социального совершенствования мирового сообщества. Опыт последних десятилетий показал, что научно-технических возможностей решения экологических проблем у человечества достаточно, но далеко не все страны могут ими воспользоваться, и большинство населения планеты озабочено приоритетным решением не экологических, а социальных проблем.

Однако перенос акцента с экологических на социальные проблемы вовсе не означает «смены лидера». Экологическое образование задает правильную тональность гуманизации мирового сообщества - не ради личной выгоды участников этого процесса, а ради достижения альтруистических целей: сохранения природного разнообразия, красоты, природных ресурсов для будущих поколений.

Охрана природы всегда была «полигоном» воспитания гражданственности. Экологические проблемы демонстрируют миру ярчайший пример тотальной взаимозависимости людей друг от друга. Основанное на жестких правилах естественно-научных знаний и инженерной практики экологическое образование оставалось конкретным, точным и доказуемым. Поэтому было бы большой ошибкой считать, что экологи должны «передать эстафетную палочку» экономистам, социологам, психологам и философам, чтобы реализовать планы дальнейшего развития образования в интересах устойчивого развития. Результаты анализа важнейших гуманитарных проблем с позиций экологической парадигмы и традиционной антропоцентрической парадигмы слишком значительно различаются.

Борьба с бедностью ведет к этническим конфликтам

С точки зрения узких экономистов, для преодоления нищеты необходим расцвет экономики, основанный на расширении производства продукции и внутреннего ее потребления в сочетании с усилением внешней торговли. Следовательно, борьба с бедностью планируется ими за счет увеличения потребления природных ресурсов, энергозатрат и неизбежного при этом роста загрязнения окружающей среды. Характерная особенность усиления экономики бедных стран - ориентация на низкую себестоимость продукции, что означает отказ от более совершенных, но дорогих технологий. Погоня за материальными ценностями порождает жадность, завистливость и озлобленность.

С точки зрения экологов, борьба с бедностью не должна основываться на насаждении в обществе стремления к богатству как главной движущей силе укрепления рыночной экономики и процветания. Приоритет интеллектуальных ценностей позволяет справиться с бедностью меньшими ресурсными издержками и не обременен нравственными издержками, характерными для материалистичного общества.

На почве конкуренции, социального расслоения и зависти разрастаются этнические конфликты. Попытки преодоления этнических конфликтов рекомендованными социологами и психологами способами воспитания социальной толерантности ненадежны. Они не устраняют главного источника развития этнических конфликтов - замкнутости интересов микросообщества на свою собственную выгоду.

С позиции экологической парадигмы интересы и заботы общества не должны ограничиваться узким пространством клана, рода, группировки, находящейся в жесткой конкурентной борьбе за выживание и процветание. Экологи обращают внимание на большую значимость интересов и забот, лежащих за пределами семьи, рода и даже государства, а именно: стабильности биосферы, сохранения биологического разнообразия, взаимной зависимости через сохранение благополучной и безопасной среды обитания, заботы о будущих поколениях. Ясно, что противоречие между эгоистическими и коллективными ценностями фундаментально. Его выражением являются две полярно различающиеся идеологии.

К фундаментальным правам человека относятся: право на жизнь, на свободу перемещения, на свободу вероисповедания, на свободу слова, на безопасную среду обитания, на жизненно важную информацию и другие. Обеспечение фундаментальных прав человека лежит в основе демократизации общества. И в свою очередь зависит от степени развитости гражданского самосознания общества.

Различие между неэкологической и экологической парадигмами в вопросе о фундаментальных правах человека заключается прежде всего в определяемом объеме прав и полноте их перечня. С позиции экологического мировоззрения, каждый человек имеет право на больший объем социальных гарантий. Право на благоприятную окружающую среду, включенное в законодательство РФ, - типичный пример расширительного понимания объема фундаментальных прав человека.

Второе различие проявляется не столь очевидно. Государственное право ограничивает права человека рамками приоритета общегосударственных ценностей, в то время как с позиции экологического мировоззрения высшей ценностью является сохранение богатства и стабильности биосферы, что шире державных представлений и входит с ними подчас в противоречие.

Зеленая улица грамотному экологу

Ни одно из чисто гуманитарных движений не добилось таких впечатляющих результатов, как негуманитарное «зеленое» движение. Мы находимся на пороге распространения методологии естественных наук на гуманитарные, в том числе и на сферу социального планирования и геополитического прогнозирования. К настоящему времени можно считать, что этап становления содержания всеобщего экологического образования завершился. Оно должно начинаться с обсуждения устойчивости биосферы и характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу. Продолжаться ответами на вопросы: «На какой период хватит основных природных ресурсов?» и «Как снизить негативный эффект столь мощного хозяйственного воздействия на биосферу?». И завершаться подробным рассмотрением разработанных в последние два-три десятилетия способов достижения устойчивого развития, которые требуют специальной подготовки кадров и в то же время должны быть известны каждому гражданину.

Этой логике анализа экологических проблем в контексте более общей проблемы устойчивого развития соответствует выделение пяти разделов:

1. Условия устойчивого существования жизни на Земле.

2. Экологические последствия роста численности человечества и потребления природных ресурсов.

3. Последствия увеличения разнообразия и количества отходов, загрязняющих окружающую среду.

4. Организационные, правовые и экономические средства предотвращения экологического кризиса.

5. Принципы устойчивого развития человечества.

Приведенная генеральная структура программы всеобщего обучения может быть детализирована с любой степенью подробности.

Даже самый краткий перечень основных тем включает в себя:

1. Описание природных механизмов, обеспечивающих стабильность биосферы.

2. Обзор основных закономерностей структуры и саморазвития экосистем, динамики популяций, реакции организмов на факторы среды.

3. Эволюцию биосферы до появления человека.

4. Анализ закономерностей и причин роста численности народонаселения мира, демографического перехода, урбанизации.

5. Анализ проблемы исчерпания природных ресурсов, в том числе пищевых, минеральных, водных, лесных.

6. Анализ степени опасности и причин загрязнения окружающей среды как оборотной стороны интенсивного потребления и переработки природных ресурсов.

7. Опасность сокращения биологического разнообразия биосферы в результате усиливающегося изменения условий обитания множества видов или прямого их уничтожения.

8. Этические аспекты преобразования человеком природы.

9. Анализ взаимозависимости экологических и социальных аспектов развития мирового сообщества, в том числе проблем диспропорции развития: бедности, социального неравенства, групповой дискриминации (расовой, религиозной, половой, возрастной).

10. Эволюцию представлений о способах предотвращения социальных и экологических катастроф. Формирование парадигмы устойчивого развития человечества.

Учить или не учить - вот в чем вопрос?

Экологическое образование в учебных планах средней школы до сих пор не является обязательным. Основной объем знаний по охране окружающей среды распределен между тремя учебными дисциплинами: биологией, географией и основами безопасности жизнедеятельности.

В идеальном варианте экологическое образование в школе продолжается в течение всех лет обучения: с 1-го до 11-го класса. Если школа не только делает выбор в пользу обеспечения полной программы экологического образования, но и выбирает лучшие, наиболее содержательные учебники, тогда ее ученики имеют возможность усвоить большую часть фундаментальных разделов экологического образования. Большинство школ, однако, не считает нужным обеспечить экологическое образование школьников или же не имеет для этого возможностей. Но и в идеальной школе экологическое образование оказывается незавершенным. В нем отсутствуют важнейшие завершающие разделы, в которых ученики получают знания и навыки по современным способам решения экологических проблем. В целом этот блок знаний называется «экополитикой». Это организационные приемы, такие как государственный контроль, лицензирование, экспертиза, совершенствование природопользования и охраны окружающей среды, экологическое право и другие. При выполнении школой своих задач по обеспечению всеобщего экологического образования стало бы возможным в высшей школе сосредоточиться на использовании экологических знаний на практике, выработке способностей самостоятельно формулировать экологические проблемы и находить пути их решения, что, собственно говоря, и призывает делать принятая в Вильнюсе Стратегия образования в интересах устойчивого развития.

Николай МАРФЕНИН, декан экологического факультета Международного независимого эколого-политологического университета