Как известно, у перегрузки целый букет серьезных последствий. Во-первых, негативное влияние на здоровье ребят таких факторов, как постоянное переутомление, перемежающийся стресс, дефицит свободного времени, движения и сна. Во-вторых, «отчуждение» части школьников от учебного процесса, в лучшем случае отсиживающих уроки, а в худшем - захватываемых стихией улиц. В-третьих, это постоянная головная боль для учителей и родителей. Словом, перегрузка - серьезное социальное зло.

В проекте госстандарта авторский коллектив не обошел вниманием эту проблему. По итогам их работы разгрузка содержания в основном общем образовании составила 18,2%, в начальном - 20,1%. Теперь главное - на практике все это реализовать.

Будем надеяться на то, что в результате многие школьники вздохнут более свободно. Однако, на наш взгляд, одно лишь упорядочение учебного материала проблему перегрузки кардинальным образом не решит. Где же выход? Анализ и наблюдения свидетельствуют: он в преодолении одного из контрпродуктивных проявлений бывшей модели общеобразовательной школы - установки на принудительно-уравнительное распределение знаний, воплотившейся в таких понятиях и нормах, как единая школа, единые программы, единые требования к учащимся и т.п.

Конечно, ситуация изменяется к лучшему. Получили развитие школы с углубленным, вариативным изучением отдельных предметов, гимназии и гимназические классы, где содержание обучения значительно богаче, чем в массовой школе, а ей предоставлено больше самостоятельности в отборе содержания общего образования.

В этой связи было бы логично отразить в образовательном стандарте содержание каждого из основных предметов на двух основных уровнях - нормативном (к чему тяготеет проект) и повышенном. Для реализации двухуровневого образовательного стандарта совсем не обязательно иметь особые школы. С давних пор, например, в Великобритании основные предметы изучаются с последующим экзаменом по выбору школьников на одном из двух уровней - обычном или продвинутом. Причем ученик может изучать на продвинутом уровне столько предметов, сколько он осилит: чем больше, тем радужнее его академические перспективы. Данная практика имеет место и в отдельных отечественных школах.

Но там, где представлено два содержательных уровня освоения школьных предметов, найдется место и для третьего, который условно можно назвать «ознакомительным». С его помощью в русло активного учебного процесса удалось бы повернуть тот контингент учащихся, который более всего страдает от перегрузки.

Понятно, что речь идет прежде всего о дифференциации обучения, причем на содержательном уровне, что достаточно глубоко отработано педагогической наукой и практикой. Это, возможно, не единственный, но верный путь к нормализации учебной нагрузки школьников. При этом разгрузка - лишь часть этого процесса. Она отнюдь не должна касаться всех учащихся. Умеренно следует разгружать тех, у кого имеются проблемы с освоением программного материала, а более всего тех, кто изначально не способен вписаться в большинство интеллектуально ориентированных предметов.

Дифференциация содержания обучения, как известно, может реализовываться достаточно широко и глубоко. Так, в той же Великобритании по результатам тестирования школьников, достигших 14-летнего возраста, решено освобождать некоторых из них от изучения ряда предметов, которые не считаются жизненно важными для их образовательного уровня и последующей жизни. В США, чтобы набрать минимум учебных дисциплин, дающих право на получение документа о среднем образовании, школьники изучают такие непривычные для нас предметы, как «Кулинария» или «Вождение автомобиля» (в каждой школе разные), плюс довольно ограниченный круг обязательных предметов, в центре которых родной язык и конституция. В основе такого подхода - возможность для каждого ученика компенсировать свои относительные неудачи в освоении одного предмета заметными успехами в освоении другого. Иными словами, чувствовать свою полноценность и комфортность в процессе обучения.

Проблема устранения перегрузки школьников является частью проблемы нормализации учебной нагрузки, решаться она должна с помощью различных способов дифференциации содержания обучения. Что касается проекта образовательного ГОСТа, его надо, бесспорно, принимать, зафиксировать отправную точку и развиваться дальше - в ногу со временем.

Владимир КРИВОШЕЕВ, Анатолий ГОРЧЕВ, Институт общего образования МО РФ