Основу обсуждаемого проекта Базисного учебного плана составляют профильные классы как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

Следует сказать, что дифференциация обучения и профильные классы не являются новыми элементами для отечественной школы. И раньше существовали классы, спрофилированные на углубленное изучение отдельных предметов. Однако их было мало по сравнению с обычными общеобразовательными классами. Как ни покажется странным, большинство наших докторов наук, академиков заканчивали не профильные, а обычные школы и классы. Полученное образование позволяло им не только поступить в вуз, но и стать учеными с мировым именем. По-видимому, и в дальнейшем уровень отечественной науки будет определяться не профильными классами, а уровнем образования в обычных классах, которые сейчас составляют основу среднего образования.

Конечно, систему образования в старших классах средней школы нужно совершенствовать (модернизировать), создавая там, где в этом есть потребность, профильные классы. Однако это следует делать постепенно, не разрушая саму систему образования. Ведь само слово «модернизация» не предполагает разрушения. В представленном же проекте Базисного учебного плана для среднего полного (общего) образования - именно разрушение. Иначе не назовешь резкое, почти двукратное (с пяти часов в неделю в 10-11-х классах до трех) сокращение числа часов на математику в обычных (непрофильных) классах, которых сейчас подавляющее большинство и которые составляют основу среднего образования.

Сокращение числа часов на математику с пяти до трех в неделю может привести к падению качества обучения, к существенному снижению общего уровня образования и развития школьников.

В то время как другие страны заняты решением проблемы повышения научного уровня образования молодежи, беря на вооружение наш предшествующий опыт преподавания математики в школе, мы в своих планах модернизации школы закладываем не повышение, а снижение этого уровня. В перспективе это может не только повлиять на научно-технический потенциал России, но и создать угрозу ее национальной безопасности.

Конечно, этого нельзя допустить.

Владимир СМИРНОВ, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического государственного университета