Путешествие  длиной в страницу

География максимально расширяет кругозор ребенка. Допустим, в девятом классе мы проходим Северный Кавказ. Постигая географические особенности региона, мы вспоминаем Лермонтова, Толстого, говорим об абреках, рассматриваем вопрос чеченской войны, историю появления городов, историю возникновения гербов городов. География играет роль объединяющего начала для многих знаний: по литературе, по истории, биологии и т.д. Велика многоплановость предмета - природные зоны стран, животный и растительный мир, особенности населения, традиции, обычаи, крупнейшие города, выдающиеся люди. Кроме того, география позволяет систематизировать, объединять, сопоставлять узнанное.

Еще один значимый момент заключается в том, что благодаря географии дети учатся поведению в окружающем мире: в лесу, в городе, в селе. Безусловно, нет надобности углубляться в биологические, химические нюансы, нам важно только понять причины, найти связь и, может быть, обнаружить способы решения той или иной проблемы. А это уже подготовка к самостоятельной жизни.

География также дает понятие карты. А что такое карта? Это пространственное восприятие окружающего мира. Если ребенок не постигнет карту, не научится ее читать, он не узнает много полезной информации. Карта развивает образное мышление. Подключая воображение, ребенок может путешествовать по таким уголкам мира, какие и представить трудно.

География способна выполнять и воспитательную функцию. К примеру, темы: «Народы России», «Народы мира». При той многонациональности, какая присутствует в России, важно понять, чем народы отличаются друг от друга, как эти отличия складывались веками.

Как у каждого учителя-предметника, у Галины Михайловны есть свои любимые темы. Одна из них - Африка. Правда, в самой Африке Галине Михайловне побывать ни разу не удалось. Второй темой, где хочется хорошенько разобраться и многое понять, Галина Михайловна считает тему «Население». Именно потому, что эта тема сегодня является одной из актуальных, она звучит лейтмотивом почти на каждом уроке. Урок, на котором побываем мы, не стал исключением.

Хутор, деревня, станица, аул

8-й «А» класс, живущий предвкушением весны, не смог смутить вопрос, который задает тон всему уроку:

- Что мы сегодня знаем о населении нашей страны? Какова его численность?

Кто-то выдает ответ, вспоминая прошлое занятие:

- Численность населения России составляет 142,4 миллиона человек, при этом наша страна занимает седьмое место в мире.

Учительница не упускает возможности заставить ребят поразмышлять:

- Какая тенденция наблюдается в последнее время в изменении численности населения?

Ученик сообщает:

- Оно уменьшается.

Все согласны. Мало того, ребята пытаются проанализировать, отчего возникает данная проблема. В качестве причин фигурируют слабое экономическое развитие, плохая экология, недальновидная государственная политика. В любом случае, уверены ребята, в проблемах уменьшения народонаселения России виновен сам человек. Кто-то приводит цифры: к 2015 году прогноз численности населения - 136 миллионов человек, а при пессимистическом взгляде - 100 миллионов человек.

- Человеку важно самому предпринимать шаги по улучшению ситуации: вкладывать деньги в экономику, обучать обращению с природой.

Этим выводом ребята закончили повторение и открыли новую тему урока, которая называлась «Типы поселений».

Диалог учительницы и класса, касающийся новой темы, начался с того, что ребята предположили:

- Издавна человек строил дом, и вокруг дома обязательно должна была быть земля.

- Почему?

- Потому что основной род деятельности человека - работа на земле.

- Верно. Таким образом, первый тип поселений в истории человечества - это сельские поселения. А что такое сельские поселения?

- После некоторых формулировок ребят учительница диктует определение: «Сельское поселение - это населенный пункт, жители которого заняты в сельском, лесном хозяйстве и промысловой охоте».

- Какой образ жизни может вести человек, живущий в сельской местности?

- Любопытно, что дети решили, что «тишина и покой - лучший образ жизни для этого типа поселений». Галина Михайловна поправляет:

- Образ жизни зависит от рода деятельности.

В качестве подсказки выступает карта, по которой ребята определяют, что на севере природная зона - тундра, и люди могут там заниматься оленеводством. Поэтому образ жизни у них - кочевой. Логически размышляя, дети вместе с учительницей приходят к выводу, что жилье у кочевого народа - временное и главное условие, предъявляемое к нему, легкость сборки. Галина Михайловна рассказывает, что чум - это практически остов из шестов, который накрывается шкурами оленей. Женщина может собрать такое жилье за два часа и за чуть меньшее время разобрать его.

- Что заставляет человека вести такой образ жизни?

- Природные условия.

Затем ребята соглашаются, что кочевой образ жизни вести трудно, и поэтому человечество постаралось облегчить себе жизнь, создав постоянное жилье. Продвигаясь по карте, они останавливаются на зоне тайги. Здесь, по мнению ребят, условия улучшаются, то есть повышается температура воздуха, разнообразен органический мир, более плодородна почва. Таким образом, есть все предпосылки для ведения оседлого образа жизни. Ребята узнают, что следующим типом поселений были хутора - однодворные сельские поселения. Интересная деталь хуторских поселений в том, что из-за многочисленности семьи приходилось иметь огромные участки земли.

- Если мы пойдем от Ленинградской и Новгородской земли в сторону Москвы, то хуторские поселения приобретут другое название. Деревня и село. Послушайте, как описывает деревню писатель Иван Гончаров: «Деревня - все бревенчато, дощато, гнуто. Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок. Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой по разные стороны, да так с тех пор и остались. Безмолвные избы, окна отворены настежь, не видно ни души, одни мухи тучами летают и жужжат в духоте».

Многие ребята, кто проводит лето в деревне, соглашаются тем, что описание Гончарова совпадает с деревенскими реалиями.

- Чем село отличается от деревни?

- Село больше.

- Верно, - подтверждает Галина Михайловна. - А если откроете словарь Ожегова, то прочтете, что село - это сельское поселение, где обязательно присутствует церковь. Перед церковью, как правило, располагалась площадь, где народ собирался на ярмарки, сходы, праздники. Церковь играла роль центра народной жизни.

Определив, что в лесной зоне типы поселений деревня и село, ребята узнают, что в степной зоне это станица.

- Станицы были созданы казаками. В некоторых из них проживают от двух до восьми тысяч человек. В станице есть одна-две улицы, идущие вдоль реки, а наделы земли - позади дома. Причем земельные наделы небольшие, так как почва очень плодородна. Что примечательно, дома в этой климатической зоне выстроены из глины. Считается, что мазанки летом создают прохладу и не требуют больших денежных вложений.

Далее ребята перебираются в горные районы России, где узнают, что существует такой тип поселений, как аул. Дома, поднимающиеся по склонам гор, здесь созданы из камня, и зачастую крыша одного дома является полом другого. Аул всегда расположен вблизи источника воды.

Сравнить и понять

Познакомившись с типами сельских поселений, ребята соглашаются с утверждением, что Россия исторически всегда была сельскохозяйственной страной, и большая часть населения жила в сельской местности. Сегодня картина иная, так как на рубеже двадцатого века произошла экономическая миграция населения из села в город. Почему?

- На селе не стало хватать работы.

- На смену людям пришли машины.

Учительница предлагает ребятам цифры: сегодня 74% населения России сосредоточено в городах, и 26% - в сельской местности.

Прежде чем узнать о городских поселениях, ребята размышляют, чем поселок отличается от села, и решают, что численностью населения. Учительница дополняет, что 85% населения поселка составляют рабочие и служащие. Типы поселков зависят от рода деятельности людей, в них живущих. Есть поселки научные, нефтяников, военные, курортные и т.д. А самый распространенный тип поселения в России - город.

- Что такое город?

- Образовательный центр.

- Развлекательный центр.

- Культурный центр.

Галина Михайловна принимает определения ребят, но добавляет, что город - это населенный пункт с населением более двенадцати тысяч человек, где представлено не менее двух отраслей промышленности. Сегодня в России 1092 города.

После того как ребята знакомятся с классификацией городов - малые, средние, крупные, города-миллионеры, - Галина Михайловна предлагает порассуждать на тему: плюсы и минусы малых и крупных городов. Примечательно, что дети выделили в качестве положительного хорошую экологию, отсутствие стрессов, воспитание, общение в малых городах и вывели в плюс наличие разнообразной работы, выбор учебных заведений, стабильную зарплату в крупных городах. Дети также заметили, что крупные города разобщают людей.

После урока я спросила Галину Михайловну, всякий ли раз ребята выражают свое отношение к той или иной теме?

- Конечно. Скажем, сегодняшняя тема поселений. Для меня главное, чтобы дети смогли определиться в своем отношении к городскому, сельскому образу жизни. Смогли увидеть разницу. Они всю жизнь живут в городе, но нужно учиться понимать законы существования разных типов поселений. Также, ведя сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон жизни в городе и в селе (а это их домашнее задание), ребята учатся понимать причины того или иного явления. И это еще один шаг на пути формирования гражданской позиции, отношения к своей стране, к окружающим.

Сегодняшний урок у нас состоялся благодаря активной работе ребят. Большую часть темы мы разобрать сумели. В будущем мы посмотрим, как размещены города-миллионеры, и объясним их концентрацию в европейской части. Другими словами, нам предстоит еще много открытий.

Санкт-Петербург