Я, например, с того времени больше всего запомнила, как выполняла домашние задания. Со мной занималась старшая сестра, которая тогда уже закончила школу. Если я делала ошибки или писала некрасиво, она, взяв на себя роль строгого педагога, вырывала страницы в школьных тетрадях и заставляла меня переписывать задания, добиваясь от меня ровных и правильно написанных букв и цифр. За это я получала от своей учительницы сначала «звездочки», потом пятерки.

Сегодня многое в нашей жизни изменилось. Поворот на гуманизацию и индивидуализацию в образовании значительно упрощает жизнь нынешним первоклассникам. Но еще не везде и не всегда педагоги относятся к младшим школьникам с более щадящих, гуманных позиций.

При всем многообразии существующих форм и методов обучения, самостоятельности учебных заведений и отдельных педагогов в организации учебно-воспитательного процесса, закрепленных законодательно, Министерство образования РФ вырабатывает общую стратегию начального образования, которой, несомненно, нужно придерживаться. Об этом наша беседа с Еленой Восторговой, ведущим специалистом отдела образовательных программ и стандартов начального образования Минобразования РФ и... мамой шестилетнего Данилы (точнее, ему 6 лет и 10 месяцев). Он в этом году стал первоклассником.

- Елена Вадимовна, в какую школу пошел ваш ребенок?

- Это обычная общеобразовательная школа, но в ней созданы все условия для шестилеток и в целом для начального обучения. Я долго искала ее, и хотя она находится территориально далеко от нашего дома, в 20 минутах езды на машине, мы решили, что лучше будем каждый день возить сына в школу и забирать его, чем потом страдать от последствий. Он у нас часто болеет, ослаблен, а ведь впереди четыре года учебы в начальной школе, от которой зависит очень многое...

- В сегодняшней прессе говорят об обязательном переходе на четырехлетнее начальное обучение в этом году. Так ли это?

- Решение о переходе на четырехлетнее начальное образование было принято Министерством образования еще в 1996 году (Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации» от 11 декабря 1996 г.). Органам управления образованием субъектов РФ было рекомендовано осуществить постепенный переход на четырехлетнее начальное образование до 2001 г. В целом такой переход к 2001-2002 учебному году был завершен. Это повлекло за собой и существенное обновление содержания начального образования, в результате переработки учебников появились новые, более совершенные учебно-методические комплекты... Но никаких новшеств в отношении первого класса и начальной школы в целом в этом учебном году нет.

- Почему решили перейти на четырехлетнее начальное образование и каковы его преимущества перед трехлетним?

- Увеличение срока обучения в начальной школе при сохранении одного и того же объема содержания позволяет снизить интенсивность изучения программ и тем самым снять перегрузку, физическую и психическую утомляемость младших школьников, которая приводит к ухудшению их здоровья. Четырехлетняя начальная школа, при условии правильной организации обучения в первом классе, обеспечивает более благоприятную адаптацию ребенка к школьной жизни. Это подтверждается исследованиями специалистов Института возрастной психологии РАО, проводимыми в течение нескольких лет. Эффективность четырехлетнего начального образования, которое осуществлялось в нашей стране наряду с трехлетней начальной школой еще с 1985 года, была доказана массовой школьной практикой. Кроме того, оно в большей степени соответствует международным стандартам.

- В чем состоят особенности организации обучения детей в первом классе в четырехлетней начальной школе? Какие рекомендации дает Министерство образования?

- Для того чтобы первый год обучения в четырехлетней начальной школе стал действительно адаптационным периодом, необходимо соблюдать целый ряд условий организации процесса обучения.

В 2000 году Министерство образования РФ направило в органы управления образованием субъектов Российской Федерации письмо «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», в котором были подробно описаны эти условия. Конечно, письма министерства носят рекомендательный характер, но такова направленность наших действий, стратегия по начальному общему образованию в духе времени и в соответствии с международными нормами, и нет никаких оснований высказанные предложения отвергать.

В частности, в этом письме говорится о том, что в первом классе исключается система балльного (отметочного) обучения, недопустимо также заменять пятибалльную отметочную систему любым знаковым эквивалентом («звездочками» и пр.). Возможны словесная оценка, поощрения, пожелания выполнить то или иное задание еще лучше, исправиться... Оценивание в любом случае будет присутствовать, но только не в формализированном виде. Идея отмены отметок в 1-м классе связана с общим направлением гуманизации российского образования. Ставить отметки, когда ребенок делает только первые шаги в обучении, - это все равно что оценивать его физические данные, здоровье. У одного первоклассника достаточно развиты память, воображение, внимание - т.е. те способности, которые необходимы для успешного обучения в школе, у другого - нет. На наш взгляд, нельзя ставить отметки за то, что еще только предстоит развить. Не следует задавать домашние задания, проводить контрольные работы до второго полугодия. Уроки должны быть по 35 минут с динамическими паузами...

- Теперь понятно, почему вы так долго искали школу для своего первоклассника.