Среди основных причин «текучести» педагогических кадров респонденты называют чрезмерные нагрузки, психологическую усталость, трудности начинающих учителей в овладении профессией, неадекватную оплату труда. Авторы исследования - группа преподавателей Московского городского педагогического университета во главе с ректором, доктором исторических наук, профессором Виктором Рябовым. Мониторинг отразил не только кадровые проблемы школы, но и вопросы сотрудничества учителей, детей и родителей, воспитания, социализации учащихся, сохранения и укрепления их здоровья.

В университете разрабатываются новые образовательные стандарты для подготовки школьных преподавателей. Чтобы состояться в профессии, современному учителю недостаточно овладеть лишь программными материалами по своему предмету, необходимы знания конфликтологии, социальной психологии и педагогики, экономики и информатики.

Специалистами университета создана компьютерная база данных, в которой отражена ситуация кадрового обеспечения московского образования. База содержит общие социально-экономические показатели мегаполиса и статистику по сфере образования. Есть разделы, в которых зафиксированы количество учителей по каждой специальности, их возраст, стаж работы, информация о выпуске новых специалистов педагогических специальностей, о количестве образовательных учреждений, общем количестве учащихся. Таким образом, появилась возможность прогнозировать ситуацию на столичном педагогическом рынке труда.

Уже сегодня школы подчас вынуждены нанимать на должность учителей людей, не имеющих профильного образования. К тому же сегодня ускоряется «старение» педагогического состава московских школ, сокращается прием молодых специалистов в систему образования. Из-за нехватки кадров и для повышения зарплаты учителя вынуждены идти на переработку. В результате перегрузок снижается качество учебно-воспитательной работы, а данные о вакансиях в школах занижаются. Если верить статистике, в новом учебном году в московских школах будет не хватать 300-400 учителей-предметников.

Переломить нынешнюю критическую ситуацию может целевая контрактная подготовка специалистов для городской системы образования и государственный заказ на подготовку учителей. Но, конечно же, чтобы удержать старые квалифицированные кадры и привлечь молодых специалистов, главное внимание необходимо уделить социальной поддержке педагогов - повышению оплаты труда, улучшению жилищных условий.