Главная проблема в том, что у нас, по сути дела, нет государственной стратегии воспитания детей и молодежи, его формы обновляются медленно, не поспевают за динамично меняющейся действительностью. Подчас профессионалы, занимающиеся воспитанием вдумчиво, самоотверженно, отдающие этому делу всю жизнь, замечают, что результат этой работы если не нулевой, то не слишком значительный. Почему? Да потому что применяют устаревшие подходы, которые использовали деды в совершенно иной ситуации, в стране, совершенно другой, по сути, с иными идеологией, общественным строем.

Для патриотического воспитания используются учебный процесс и внеклассная работа, тематические уроки по истории, литературе, географии, граждановедению, большое значение придается ему в процессе преподавания ОБЖ. В школах проходят интересные мероприятия к знаменательным датам, выставки творческих работ, конкурсы сочинений, рисунков, стихов, военной песни, концерты, краеведческие чтения, турпоходы, военно-спортивные соревнования, игры, пробеги, посвященные памяти героев войны. Школьники посещают кинолектории, музыкальные вечера. Не отказались и от традиционных встреч с ветеранами, уроков мужества, тематических лекций, экскурсий, поисковой работы. Учащиеся берут шефство над госпиталями, домами ветеранов и детдомами, оказывают ветеранам помощь на дому, ухаживают за воинскими памятниками, создают «Книги памяти».

В Москве свыше 600 школьных музеев. Но не так давно их создавали как парадные витрины военно-патриотической работы, открывали только по праздникам. А хорош и любим тот школьный музей, в котором при активном участии учеников идет непрерывный процесс поиска, пополнения и обновления экспозиций. Исследования, проведенные специалистами Департамента образования столицы, показали, что возрастает значение школьных комплексных краеведческих музеев, изучающих историю и культуру региона, города, района, с которыми связаны жизни, судьбы воспитанников.

Словом, делается очень много. Каков результат?

Опрос московских школьников показал, что патриотическим воспитанием, по мнению 31,6% участвовавших в нем, занимается школа, 28,1% убеждены, что этим благородным делом не занимается никто, 26,3% отдают должное семье, 15,8% - молодежным организациям, 3,5% - общественным организациям.

Наряду с признанием ведущей роли школы только 40,4% удовлетворены этой работой, а 5,3% оценивают ее на «хорошо».

Как относятся ребята к службе в армии?

38,6% молодых людей обязательно пойдут служить, 21,1% постараются уклониться от призыва, 19,3% выберут альтернативную службу, 14,4% предпочтут что-то другое (может быть, учебу в вузе, дающую отсрочку от призыва), 7% категорично заявили, что не пойдут служить ни в коем случае.

Решение «служить или нет» зависит от многих факторов. Молодые люди понимают, каким требованиям должен отвечать призывник. Отвечая, они рисуют такой идеальный портрет. Он физически развит, осознает важность возложенных на него обязанностей, умеет постоять за себя, не без интереса относится к военным специальностям. Самостоятелен и контактен. То есть, всем ясно, каким быть. Непонятно, где взять такого идеального призывника. Каждый ли, кому предстоит служба в армии, обладает такими качествами? Конечно, нет. Что делать? Московские школьники, полагая, что нужно серьезнее отнестись к допризывной подготовке, предлагают разные варианты.

Кроме физического развития (на его необходимость указывают 19%), она должна включать первичную психологическую подготовку, знание своих прав и обязанностей (18%), добросовестное отношение к изучению основ военного дела (15%), воспитание чувства долга (15%). Приобретение навыков дисциплины и самодисциплины (14%).

У московских школьников свое представление о том, что помогает преодолевать трудности военной службы. Для 18% это осознание того, что военная служба - настоящее мужское дело. 12% на первое место ставят интерес к военным специальностям и желание получить соответствующую подготовку. 10% полагают, что нужен хороший уровень допризывной подготовки к военной службе. Физическую силу, выносливость и здоровье ставят на первое место 22% опрошенных, а чувство самостоятельности, твердость духа - 11%. 9% считают, что главное - способность найти свое место в армейском коллективе, преодолеть страх перед армейскими буднями. 16% полагают, что нужно уметь постоять за себя, в нужный момент дать отпор.

Ясно, что те, кто не обладает качествами, необходимыми молодому воину и не чувствует за собой способности приобрести их, старается уклониться от службы.

Сколько же, по мнению московских школьников, среди них потенциальных «уклонистов»?

13,2% считают, что уклонится от армейской службы десятая часть их сверстников, 7,5% увеличивают - до 30%. 13,2% - до половины, а 28,3% убеждены, что «уклонистов» будет более 50%. Не смогли ответить на этот вопрос 37,7%.

Коль школьники так относятся к призыву на военную службу, что же они считают реальным проявлением патриотизма? Эксперты, проанализировав результаты опроса, дали такие ответы.

Признаками реального проявления патриотизма 64,5% считают возрождение и развитие истинных духовно-нравственных ценностей. Столько же (64,5%) - борьбу за подрастающее поколение, за будущее России. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве - 51,6%. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества - 48,4%. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота - 45,2%. Желание сделать все от себя зависящее для сохранения и возрождения России - 45,2%. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством - 32,3%. Противостояние так называемым «западным ценностям» во всех их проявлениях - 22,6%. Осмысление и личную оценку роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти - 16,1%. Использование многообразных возможностей для обличения негативных проявлений внутренней политики - 6,5%.

Что снижает чувство патриотизма в молодежной среде?

12,3% московских школьников убеждены, что это социально-правовая незащищенность, 28,1% - чувство неуверенности в завтрашнем дне, 28,1% - рост преступности в стране. 10,5% сожалеют, что молодые люди не могут полностью реализовать свой личностный потенциал. 7% считают, что снижение чувства коллективизма и усиление индивидуалистических тенденций в обществе уменьшают число патриотов России.

А как школьники понимают, что значит - быть патриотом?

Для 62% патриот - тот, кто любит и уважает Родину, ее историю и культуру. 9% связывают патриотизм с преданностью Родине. 15% полагают, что патриот должен делать для Родины все, отстаивать ее интересы, помогать ей, пытаться улучшить ее положение. 12% считают, что патриотизм - постоянная готовность защищать Родину, а для 6% это готовность к самопожертвованию во имя Отечества.

Что учащиеся понимают под словом «Родина»?

По данным педагогики, считалось, что формирование этого понятия у учащихся от младших возрастных категорий до старших идет по нарастающей - от «малой родины» (места, где родился и живешь, родного дома, села, города, где живут родные и жили предки) к определению «край, область» и высшему этапу - «республика, страна, государство». Причем считалось, что последняя градация была характерна больше для русскоязычного населения. Учащиеся же дают свои трактовки.

34% считают, что Родина - место, где родился и живешь, в том числе родной край, город, микрорайон, улица. Для 44% это страна, которую любишь, которая близка. 15% полагают, что это родные, семья, дом, 4% - все самое дорогое и родное, за что можно отдать жизнь.

Чувство любви к Родине опирается на знание ее истории. Ею интересуются 60% опрошенных. Откуда школьники черпают исторические знания?

18% указывают такой источник как школьные учебники, 17% - художественная литература, 16% - теле- и радиопрограммы, 15% - кино, видео, 14% - научная литература, 8% - газеты, журналы, 6% - Интернет и столько же (6%) - театральные постановки, тематические концертные программы, молодежные вечера, встречи с ветеранами, участниками войн и т.п.

Мнение многих (45%) зависит от объективности средств массовой информации, добросовестности их работников, политической, культурной направленности информационных каналов. Во многом СМИ формируют и отношение школьников к армии. Вот как они оценивают объективность освещения проблем Вооруженных Сил. 13% считают, что СМИ освещают их объективно. Не могут определить - объективно или нет - 29% и столько же (29%) убеждены в необъективности СМИ, думают, что информация искажается, причем умышленно. 32,1% опрошенных не видят положительных изменений в работе СМИ. В целом, можно суммировать мнения школьников так: средства массовой информации не используют в полной мере свои возможности для патриотического воспитания граждан.

Результаты опроса - своего рода оценки, которые выставили учащиеся эффективности патриотического воспитания. Думается, они позволят педагогам-практикам определить пути его повышения.