Наверное, это хорошо, что появляются альтернативные способы проверки знаний. Школьники в состоянии выбрать, какая форма ответа им подойдет больше, они сами решают, как им лучше показать, с каким интеллектуальным багажом они собираются идти в университеты и академии.

Наличие разных форм итоговой аттестации отчасти позволяет более объективно оценивать знания. Не секрет, что бывают случаи, когда личные отношения мешают отнестись к отвечающему непредвзято, поэтому желательно их из экзаменационной практики всеми возможными способами исключать.

ЕГЭ органично сочетается с принципами и содержанием профильного обучения. Его проведение способствует развитию единого информационного пространства в районе, городе, регионе, что требует дальнейшего развития информационной структуры. В ходе эксперимента по ЕГЭ разрабатываются и апробируются новые информационные технологии. Перспектива экзаменационного испытания заставляет учащихся ответственнее относиться к изучению предмета. Подготовка к ЕГЭ - это хорошая тренировка и повторение всей программы обучения по предмету. Ко всему прочему, ЕГЭ в некоторых случаях возможен для сдачи в качестве вступительного экзамена в вузы или ссузы.

Все это те положительные моменты, из-за которых наше краевое государственное общеобразовательное учреждение Алтайского края «Бийский лицей» восприняло форму ЕГЭ как вполне перспективную и годную для применения на практике. Но вместе с тем выявились и некоторые недостатки этой аттестации. Прежде всего беспокоит то, что вузы зачастую самостоятельно определяют уровень желательной подготовки абитуриента и завышают свою планку знаний предмета так, что она отнюдь не соответствует содержанию государственных стандартизированных программ. Существование разных форм и сроков экзаменов загоняет выпускника в многомесячную (с марта по август) гонку, что никак не способствует укреплению физического и морального здоровья, во имя которого, казалось бы, новая форма и была создана. Следует еще продумать значение вкладыша к аттестату, при ЕГЭ он становится, по сути, не нужен, или же требуется повысить его статус, например, учитывая при формировании рейтинга абитуриентов средний балл аттестата. В этом случае сохранится мотивация у учащихся качественно освоить базовый компонент по всем предметам.

Смущает не слишком-то большой набор учебников, предлагаемых программным обеспечением. Для лицейского класса выбор и вовсе невелик. А материал экзамена сложен, часто доступен только учащимся профильных групп.

Нормативные документы про проведению ЕГЭ поступают на места очень поздно. Так, например, в 2005 году приказ о форме, продолжительности и сроках был подписан в Москве только 17 марта, а уже 11-го в Алтайском крае было объявлено об обязательном ЕГЭ по математике. Родители и выпускники начинают проявлять беспокойство уже с сентября, но до конца марта администрация школ не может дать никаких вразумительных ответов. Это нервирует обе стороны, учителя на свой страх и риск продолжают натаскивать учащихся на тестах.

Для успешной сдачи ЕГЭ требуется специальная подготовка, на это необходимо дополнительное время. Но даже оно не поможет, когда требуется определить уровень знаний ученика, ведь не исключено, что за этот период его попросту натаскали.

Геннадий САФОНОВ, зам. директора по научной работе Бийского лицея, кандидат педагогических наук, Алтайский край