И ребята отнеслись к ее заполнению ответственно, предоставив взрослым интересную статистику: 90% юношей и девушек считают, что служба в армии необходима обществу, 70% - что необходимо воссоздать (на новой основе) систему патриотического воспитания гражданина России с детских лет,

60% участников анкетирования уверены, что сложная обстановка в стране - одна из главных причин, отрицательно влияющих на формирование у молодежи нравственно-патриотических качеств.

В этой школе учат любить Родину, что нынче очень непросто. Ведь старые идеалы разрушены, а новые еще не созданы. Как это удается коллективу? Давайте приоткроем дверь в мир «десятой» курганской...

Гимн школе и Родине на... педсовете

На таком необычном педагогическом совете мне прежде бывать не приходилось. Не покидало ощущение, что попала на театральный фестиваль, где демонстрируют отрывки из наиболее удачных спектаклей-уроков. Но не составляло труда понять, что их объединяет тема педсовета: «Патриотическое воспитание в школе адаптивного образования».

Урок музыки и хореографии. На сцене актового зала сменяют друг друга мальчишки и девчонки от четвероклассников до выпускников. Они вдохновенно поют, танцуют, читают стихи, получая заслуженные аплодисменты. Очень яркой получилась творческая программа школы «Все хочется узнать самим» под руководством учителя музыки Михаила Швецова, с которой ребята на городском фестивале в честь 60-летия области стали дипломантами.

Программа прозвучала как гимн родной земле. Ярким танцем дети напомнили зрителям легенду о Кургане; задорным хороводом с веселым гармонистом и голосистой певуньей - о народных истоках; а проникновенным исполнением Гимна любви из печально знаменитого мюзикла «Норд-Ост» окончательно покорили зал. Большой хор многоголосьем здесь никого не удивляет. У энтузиаста своего дела заслуженного учителя России М.А. Швецова поет практически вся школа.

- Вы - наша радость и гордость! - услышали, закончив выступление, юные артисты от директора школы, заслуженного учителя Зои Родионовой. Педагоги здесь привыкли не жалеть внимания и добрых слов для детей, оттого, наверное, в этой школе комфортно учиться как одаренным, так и слабеньким в знаниях. И тем и другим стараются создать подходящие условия для развития личности.

Урок математики в коррекционном классе. Неуверенность четвероклассников (еще бы! вместо привычного кабинета сцена большого зала) при теплой по-матерински поддержке учителя Веры Замятиной вскоре сменил веселый задор поиска правильных ответов. Дети не просто решали задачки, а путешествовали по бесконечному космосу. Отрадно, что имена первых космонавтов они по очереди с удовольствием назвали, а один из ребят - Максим еще и подчеркнул: «Ими гордились наши бабушки, дедушки, мамы и папы, и мы будем гордиться, и наши дети тоже!». Думается, такая связь времен и поколений, прочувствованная ребенком, - самый ценный опыт урока.

Урок истории. Третьеклассникам Светланы Токаревой очень нравится разминка, в которой принимает участие весь класс. За два года изучения предмета школьники запомнили уже 48 карточек, содержащих по принципу домино одновременно вопросы и ответы. Веселая получается перекличка. К примеру, о том, кто был первым книгопечатником на Руси, спрашивает один из ребят. «Иван Федоров», - отвечает уже другой, спеша в свою очередь загадать историческую загадку следующему однокласснику.

Урок МХК. Ирина Батуева со своими пятиклассниками отправляется в удивительный мир искусства, знакомит их с живописью на примере репродукций пейзажей русских художников, в том числе и нашего известного земляка - Германа Травникова. Созерцание белоствольных берез и скромных зауральских полевых цветов, знакомых картин природы вызвало у ребят живые чувства радости, нежности. Знаете, какой вывод сделали дети? Так замечательно рисовать пейзажи может только тот, кто любит свой край.

Стоит подчеркнуть, что этот необычный педсовет подвел итог целой пятилетке. Именно столько лет назад «десятая» решила стать школой адаптивного образования. Смелая программа, которую разработал коллектив, воплотилась в жизнь с хорошими результатами: урожай медалей выпускников плюс многочисленные грамоты, дипломы, поощрения.

А еще «десятая» производит впечатление настоящей страны детства, в которую, повзрослев, мечтают вернуться. Ну а каждая страна имеет свои флаг, герб и гимн. И в школе №10 было решено разработать собственную символику. Заинтересованным обсуждением вариантов гимна педсовет и закончил работу. Видимо, в новый учебный год школа вступит с утвержденной символикой поющих патриотов. Во всяком случае, уже нарисованный герб выделяет именно эти два направления жизни коллектива.

Сердце «десятой» - музей

Школьная летопись убеждает, что патриотическим воспитанием здесь занимаются с первых шагов. Школа №10 открылась чуть более 30 лет назад и практически сразу в ней создали комнату боевой и трудовой славы. Серьезная поисковая работа позволила в

1979 г. присвоить ей статус музея боевой славы 165-й Седлецкой Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии, которая формировалась в Кургане и прошла славный боевой путь во время Великой Отечественной войны.

Год за годом музей пополнялся уникальными экспонатами. Поисковики вели переписку с сотнями ветеранов из разных уголков Советского Союза. Вполне заслуженно в 1995 г. имя дорогой для «десятой» стрелковой дивизии было присвоено школе.

Ныне в музее, как и в былые времена, работает отряд пионеров. 25 мальчишек и девчонок в красных галстуках шефствуют над курганскими ветеранами. Этой весной ребята подробно и старательно записали в специальные дневники воспоминаний все, о чем рассказали участники войны. Время, увы, безжалостно, а воспоминания фронтовиков бесценны.

И ученикам школы №10 есть о чем поведать фронтовикам. Накануне праздника Победы они вновь стали самыми дорогими гостями школы. Ребята посвятили им замечательный концерт, блеснув талантами. А после ветеранов ждал музей. Восемнадцатый слет ветеранов Великой Отечественной войны вписал еще одну достойную строку в летопись десятой школы.

Руководитель школьного музея учитель истории Владимир Беличев, настоящий энтузиаст и подвижник своего дела, считает, что лучше всего воспитывать молодежь не словами, а делами. Поэтому в августе прошлого года он возглавил областной поисковый отряд «Ермак», в котором, наряду со студентами, раскопками братской могилы у деревни Зенино в Ленинградской области занимались старшеклассники школы №10.

Там захоронено около трехсот бойцов. Совместно с отрядом челябинцев курганцы подняли останки ста трех из них. Ученики Владимира Витальевича отыскали солдатский медальон, на котором удалось прочесть имя: Сырчин Михаил Алексеевич. Такой урок истории дорогого стоит! Представьте чувства ребят, когда осенью они побывали в Кирове и вручили драгоценный медальон внуку погибшего героя.

Из этой экспедиции ребята привезли немало ценных экспонатов. Часть передали в областной краеведческий музей и, конечно же, пополнили музей школы. Поистине святое дело захоронения останков погибших на фронтах Великой Отечественной войны будет продолжено.

Таков мир «десятой» курганской. Так изо дня в день в школе учат любить Родину....

Ольга Пирожкова

Курганская область