Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений - кадетских корпусов началось по воле императора Петра Великого; в 1701 г., вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу математических и навигацких наук, будущий Морской корпус.

В 1712 г., также в первопрестольной, Петр I основал Инженерную школу, за которой через несколько лет последовали и другие инженерные и артиллерийские школы в Санкт-Петербурге. Эти учебные заведения, соединенные вместе, после ряда переформирований были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование Второго кадетского корпуса.

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна открыла в Санкт-Петербурге училище для подготовки офицеров воинских частей сухопутной армии, названное при основании «шляхетским корпусом кадетов». В 1800 г. оно получило наименование Первого кадетского корпуса. В 1778 г. императрица Екатерина Великая основала в Москве Первый Московский кадетский корпус.

Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. Всего был создан 31 кадетский корпус. Все они жили одинаковой внутренней жизнью с совершенно однотипной системой образования и воспитания. Кадетские корпуса России были ни с чем не сравнимым, особым миром. В нем формировались крепкие духом, сплоченные традициями кадетского братства, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные на идеалах непоколебимой преданности царю и Отечеству.

Среди целей деятельности кадетских корпусов как учебных заведений было облегчение военнослужащим воспитания и образования их детей. Они стали первой ступенью подготовки офицеров. В кадетских корпусах обучали не только военных, но и гражданских специалистов - чиновников, дипломатов, судей и профессионалов других специальностей, необходимых на государственной службе.

Обучение в кадетских корпусах решало задачу: «Постепенно развивать умственные способности учащихся и сообщать им основательное знание истин веры и общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего специального военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности».

В Уставе кадетских корпусов 1830 г. цель умственного образования была записана так: «Возбуждая собственную деятельность ума учащегося, изощряя их умственные способности, довести их до той степени знаний, которая признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника гражданских и общественных добродетелей».

К середине XIX века в кадетских корпусах преподавали Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметику, алгебру, географию, тригонометрию, естественную историю, физику, всеобщую и русскую историю, законоведение, статистику, фортификацию, тактику. Овладение иностранными языками играло большую роль в расширении военного кругозора кадет. Главною целью физического воспитания было сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование телесных сил воспитанников, чтобы сделать их способными к перенесению трудностей военной жизни. Система воспитания была нацелена на утверждение в сознании основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру.

В 1883 г. на Дону, в Новочеркасске, «для поднятия уровня образования в среде казачьих офицеров» был открыт Кадетский императора Александра III корпус. Для его выпускников в Николаевском кавалерийском училище была учреждена казачья сотня на 120 юнкеров «для приготовления их к службе в офицерском звании в конных казачьих частях». В сотню было постановлено переводить кадет, принадлежавших к казачьему сословию, окончивших курс в Донском или других кадетских корпусах, а не занятые ими вакансии предоставлять молодым людям казачьего сословия, удовлетворяющим общим условиям приема в военные училища.

Кадеты-казаки, по сравнению с кадетами, не принадлежавшими к казачьему званию, были в выигрышном положении, так как, чтобы попасть в Николаевское кавалерийское училище не казаку из любого кадетского корпуса, надо было окончить его вице-унтер-офицером или иметь в среднем не менее 8 с половиной баллов. А в сотню без особых усилий мог попасть любой кадет-казак, окончивший кадетский корпус. Это объяснялось тем, что с 1907 г. в Новочеркасске было открыто Казачье военное училище, куда донские кадеты предпочитали поступать, если не имели намерений выйти в гвардию. Для других кадет-

казаков, не принадлежавших к Войску Донскому, кроме того, было и третье казачье училище - Оренбургское.

Кадетский корпус в Воронеже, расположенном на границах Донской области, имел в своем составе большое число казаков, преимущественно донцов, так как Новочеркасский корпус не мог вместить всех желающих. В каждом отделении каждого класса было не менее 5 - 10 казаков различных войск.

Наибольшее развитие кадетские корпуса получили в начале XX века, когда в 1900 г., волею императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений империи стал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. - главного инспектора. Будучи одним из наиболее культурных россиян того времени и обладая даром привлекать к себе молодежь, великий князь быстро завоевал сердца юношества и заслужил название Отца всех кадет.

Главным стремлением великого князя на посту главного начальника военно-учебных заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным, чисто отеческим воспитанием.

После революции 1917 г. новая власть не без оснований рассматривала кадетские корпуса как среду враждебную и чуждую новым порядкам. Их превратили в гимназии военного ведомства, а затем упразднили или преобразовали в военные школы для будущих красных командиров. В 1917 - 1918 гг. перестали действовать 23 кадетских корпуса из 31, существовавших в России до марта 1917 г.

В областях, занятых белыми армиями, сохранились лишь несколько кадетских корпусов, в которых находились много прикомандированных питомцев из других областей России. Крушение белых фронтов юга России в конце 1919 - 1920 гг. положило конец существованию кадетских корпусов. После революции несколько корпусов эмигрировали за границу, в том числе во Францию и даже в Тунис. Последний русский кадетский корпус во Франции прекратил свое существование в 1962 г.

Новая история кадетского движения берет начало 21 августа 1943 г., когда вышло постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о создании специальных военно-учебных заведений, которые стали именоваться суворовскими и нахимовскими военными училищами. В постановлении прямо было указано, что они создавались по типу старых кадетских корпусов дореволюционной России. Идеи служения Отечеству, государственного патриотизма, практика и опыт воспитания юношества в кадетской форме еще в царской России оказались созвучными идеям, которыми было пронизано воспитание учеников суворовских военных училищ. Между собой суворовцы стали именовать свои альма-матер «кадетками», а себя кадетами. Наряду со средним образованием суворовцы и нахимовцы получали военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего обучения в военно-учебных заведениях.

Возрождение собственно кадетского движения под своим названием началось в 1992 г. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с добротным образованием получая кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами не давала зачахнуть неокрепшим душам, прививала им чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

В современных условиях для нашей системы образования актуальна проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом - сохранением бесценного педагогического опыта российской школы, который был накоплен предыдущими поколениями. Благодаря усилиям специалистов Министерства образования и Минобороны постановлением Правительства России от 15 ноября 1997 г.

№ 1427 было утверждено Типовое положение о кадетской школе. Ее основная цель: «..интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».

Сегодня по всей России в кадетских корпусах, школах и классах педагоги-энтузиасты обучают и воспитывают молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство России, как это делали веками многие поколения питомцев кадетских корпусов.

По данным сайта «Кадеты России», в настоящее время в нашей стране функционируют 70 кадетских, суворовских и нахимовских учреждений - корпусов, школ-интернатов, школ, гимназий. Из них 47 - в структуре Минобрнауки, 18 (включая суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища) - Минобороны, 2 - ФСБ и по одному - в МВД, МЧС, ФНС. К их числу с полным основанием можно прибавить порядка 400 кадетских классов общеобразовательных учреждений, число которых растет год от года.