Памятник Славы поколений

Памятник Славы поколений установлен на центральной площади Волгограда - площади Павших борцов, с которой связаны героические страницы истории.

В дни великой битвы на Волге площадь стала ареной жесточайших сражений. 31 января 1943 г. гитлеровцы выбросили над ней белый флаг капитуляции, и из подвала полуразрушенного универмага - своего последнего штаба - вышел сдавшийся в плен фельдмаршал Паулюс.

Площадь Павших борцов была свидетельницей торжественного митинга, посвященного разгрому фашистских полчищ под Сталинградом. Там рядом с братской могилой рабочих были похоронены и защитники города, погибшие в боях 1942 - 1943 гг.

В 1957 г. на братских могилах сооружен единый гранитный памятник - обелиск и надгробие.

Авторы памятника - скульптор А. Кибальников и архитектор В. Шалашов. В канун празднования 20-й годовщины Сталинградской битвы,

1 февраля 1963 г., на братской могиле зажжен Вечный огонь.

На Мамаевом кургане

Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города.

Защитники Сталинграда хорошо понимали значение кургана и образно называли его главной высотой России. Там они дали клятву: «Ни шагу назад!», «За Волгой земли для нас нет!», «Стоять насмерть!» Почти 140 дней и ночей над Мамаевым курганом свирепствовали свинцовые ливни, фашисты остервенело рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Почернел, будто обуглился, от жестокого огня курган, земля на нем за время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а северо-восточные его склоны прочно удерживали советские воины на протяжении всего периода боевых действий.

Жители города вернули к жизни Мамаев курган. Вынули из его израненной земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли зеленым ковром травы. На Мамаевом кургане сооружен грандиозный скульптурный ансамбль, увековечивший подвиг героев Сталинградской битвы.

Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений». На ней изображены люди разных возрастов, несущие венок на могилу погибших героев. Аллея пирамидальных тополей приводит на первую площадь ансамбля. В центре площади будто вырастает из скалы 12-метровая фигура русского воина-богатыря, окруженная бассейном. У подножия скульптуры надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!»

Примыкающие к площади стены-руины создают впечатление улиц разрушенного города. На стенах проступают фигуры и лица защитников города, рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни и подвигах воинов. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов.

Следующая терраса ансамбля - площадь Героев. В центре ее - огромный водяной партер. В спокойной глади воды отражаются шесть скульптурных композиций, рассказывающих о подвигах воинов, эпизодах битвы.

Другую сторону водяного партера окаймляет 112-метровая стена, выполненная в виде развернутого и сильно удлиненного знамени. На стене слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!»

Гранитные ступени ведут с площади Героев в зал Воинской славы. Вход, оформленный серыми бетонными плитами, напоминает блиндаж. Круглое здание зала с легким навесным потолком выполнено в стиле древнегреческого пантеона. По высоким стенам, выложенным золотой смальтой, свисают 34 символических красных знамени. На них начертаны фамилии 7201 павшего в Сталинградской битве. Над знаменами - широкая лента с надписью: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной».

В центре зала размещена мраморная рука с пылающим факелом священного Вечного огня.

Спиральный пандус выводит из зала Воинской славы на площадь Скорби, главная скульптурная композиция которой - фигура женщины-матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Безграничное горе матери усиливают плакучие ивы, растущие над водоемом перед скульптурой.

От площади Скорби поднимается насыпной курган. Во время строительства памятника туда были перенесены останки погибших воинов из братских могил, располагавшихся на территории города.

На 34 гранитных символических плитах, расположенных вдоль серпантинной дорожки по склону кургана, высечены фамилии наиболее отличившихся участников великой битвы, погибших при защите города и умерших уже после войны.

Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Мать-Родина зовет своих сынов на борьбу с врагами.

Над ансамблем работал талантливый коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Героя Социалистического Труда Е. Вучетича.

Весь памятник-ансамбль выполнен в бетоне. Его строительство велось с января 1961 по май 1967 г. Открыт памятник 15 октября 1967 г.

Авторский коллектив памятника-ансамбля - скульптор Е. Вучетич; архитекторы Я. Белопольский, В. Демин, Ф. Лысое; скульпторы

М. Алещенко, В. Матросов, Л. Майстренко, А. Мельник, В. Морунов, А. Новиков,

А. Тюренков; руководитель инженерной группы Н. Никитин; военный консультант Маршал Советского Союза

В. Чуйков.

Музей-панорама

На крутом берегу Волги, на месте жестоких сражений за Сталинград, создан мемориальный ансамбль - музей-панорама «Сталинградская битва». Панорамная часть комплекса «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» открыта 8 июля 1982 г. Это монументальное художественное произведение о Великой Отечественной войне.

В комплекс музея входят 7 экспозиционных, 4 диорамных и триумфальный залы. На полотнах изображены наиболее яркие страницы истории великой битвы на Волге. К художественному полотну ведет вестибюль панорамы, потолок которого украшает геральдика - знаки родов войск, участвовавших в битве. Они выполнены из смальты и размещены по вьющейся ленте медали «За оборону Сталинграда». В центре зала - орден Победы.

Кульминационный момент изображаемых на панораме событий - прорыв вражеской обороны войсками 21-й армии генерала И. Чистякова с запада и силами 62-й армии генерала В. Чуйкова с востока с целью расчленения группировки противника. Панорама передает грандиозный размах Сталинградской битвы. На полотне представлены боевые действия войск, принимавших участие в окружении и разгроме немецко-фашистских соединений. Художникам удалось создать обобщенный образ битвы и отразить наиболее яркие и характерные эпизоды героического сражения. Показаны события как на поле боя, так и в ближайшем тылу частей: стягивают резервы, подвозят снаряды, оказывают помощь раненым.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги воинов, но и стратегический план завершающего удара советских войск под Сталинградом. Размеры панорамы, одной из крупнейших в мировой художественной практике, позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, раскинувшуюся на большом пространстве.

Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана. Главная тема панорамы - величие подвига советского народа. Воплощению этой идеи подчинены все художественные средства.

Авторы панорамы - известные мастера батальной живописи студии военных художников им. М.Б. Грекова: Н. Бут, В. Дмитриевский,

П. Жигимонт, П. Мальцев,

Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко.

Проект уникального комплекса разработан группой архитекторов и инженеров под руководством архитектора В. Масляева.

«Соединение фронтов»

В ходе ожесточенных оборонительных боев на подступах к Сталинграду советские войска остановили врага на фронте протяженностью более 800 км. Основные силы немецко-фашистских войск были втянуты в тяжелые кровопролитные бои в междуречье Дона и Волги.

Ставка Верховного Главнокомандования разработала план окружения Сталинградской группировки противника под кодовым наименованием «Уран». Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов должны были соединиться в районе Калач - Советский и окружить части и соединения 6-й полевой и 4-й танковой армий противника.

19 и 20 ноября 1942 г. войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов после мощной артиллерийской подготовки перешли в решительное наступление. В результате смелых действий 26-й танковый корпус генерала А. Родина форсировал Дон и 23 ноября с боем занял Калач.

В тот же день части 4-го танкового корпуса генерала А. Кравченко Юго-Западного фронта и 4-го механизированного корпуса генерала В. Вольского Сталинградского фронта соединились в районе Советского. В кольце оказались 22 вражеские дивизии и более 160 отдельных частей.

В ознаменование этого события в 1953 г. в Калачевском районе у шлюза №13 Волго-Донского судоходного канала сооружен монумент «Соединение фронтов». Многофигурная 16-метровая композиция отображает встречу воинов двух фронтов. На постаменте установлены две мемориальные доски с текстами:

«23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге».

«Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады».

Авторы памятника - скульптор Е. Вучетич, архитектор - Л. Поляков.