В рабовладельческую эпоху появилась частная собственность. Затем в новейшее время постиндустриального производства получила распространение смешанная собственность, в которой присутствуют элементы первых двух типов. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной, и все эти факторы производства соединены на одном направлении, то собственность предприятия заведомо становится смешанной.

Рынок без развития отношений и разнообразия форм собственности в принципе невозможен. Почему? Во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Во-вторых, собственники заинтересованы в результатах хозяйствования.

В Российской Федерации индивидуально-частная, государственная, муниципальная и иные типы собственности узаконены Конституцией 1993 г. Частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц. Государственная собственность делится на федеральную (общегосударственную), коммунальную (краев, областей) и муниципальную (районов, городов и сел). Государственно-федеральная собственность в экономике развитых стран Запада составляет от 15 до 20%, а в таких странах, как Швеция, Норвегия, Япония - до 40%. В России государственный сектор охватывает около 25% предприятий.

В немалом количестве стран сохранились и иные кооперативно-коллективные формы собственности, представляющие неделимую часть государственной, региональной собственности, переданную на определенный или неограниченный срок коллективам предприятий, а также выкупленную или арендованную коллективами. Предприятия этой формы собственности часто называют народными.

Собственность, таким образом, - это признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом или экономическим ресурсом. В различные исторические периоды соотношение частной и государственной собственности перестраивается. Государство проводит то национализацию собственности, то передачу ее из частных рук в руки государства, то приватизацию с последующей передачей собственности за деньги или бесплатно отдельным гражданам, или создаваемым ими юридическим лицам.

К приведенным выше аргументам в защиту обобществления производства, смешанной экономики, планово-договорной системы управления не раз обращались марксисты-экономисты. По твердому убеждению, например, ученого-экономиста Ф.Клоцвога, следовало перейти «от планово-директивной системы управления... к планово-договорной (именно - планово-договорной, а не планово-рыночной)». Все эти и некоторые другие меры могли обеспечить нормальный эволюционный переход от раннего социализма к его развитым формам. Однако этого не произошло.

Разгосударствление и приватизация народного хозяйства. Переход к рыночным отношениям потребовал разгосударствления экономики, приватизации значительной части государственной собственности, прежде всего средств производства. Сам термин «приватизация» означает переход от государственной к негосударственной форме собственности и в этом смысле идентичен слову «разгосударствление». Подчеркнем одновременно, что приватизация - все же более глубокая трансформация форм и отношений собственности. За ней стоит не только замена государственной формы собственности, но и вытеснение ее частной формой или формами, близкими к частной: узкоколлективной, акционерной, смешанной.

Приватизация, по иному говоря, - это переход к частной собственности, максимальное приближение к ней. Поэтому приватизация распространяет свое действие не только на государственные предприятия, но и на муниципально-кооперативные предприятия, колхозы, жилищный фонд, земельные угодья, частично даже на природные богатства.

Ранее, с 70-х годов ХХ в., процессы приватизации государственной собственности получили развитие в США и в Западной Европе. С 90-х они развернулись в России. Понадобился специальный российский закон о приватизации, который был принят 3 июля 1991 г. в форме Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этот закон, несомненно, открыл дорогу разгосударствлению экономики, последующей разработке нормативных актов, положений, государственных программ приватизации в 90-е годы. Посредством частичного выкупа государственных предприятий приватизация призвана вовлечь в оборот десятки и сотни миллиардов рублей, отложить в банке избыточные капиталы, стабилизировать финансовую систему и укрепить рубль, ослабить в государственном бюджете дефицит.

Необходимость приватизации обусловливается не только государственными интересами. В ней заинтересованы многие предприятия, отчасти рядовые работники. Законом РФ от 3.07.91 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и государственной программой приватизации были провозглашены следующие цели: формирование слоя частных собственников-предпринимателей, содействующих утверждению капиталистической экономики, и совладельцев собственности; содействие демонополизации экономики и народного хозяйства, стабилизации финансового положения в стране; увеличение масштабов разгосударствления и привлечение иностранных инвестиций; развитие социальной защиты населения и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступающих от приватизации.

Концепция приватизации. Старт приватизации в РФ растянулся на срок более 12 лет. В подходах к ее осуществлению сложились три концепции. Сторонники первой из них высказались за передачу государственной собственности непосредственно каждому жителю страны безвозмездно, разделив собственность поровну. Обоснование подобной позиции довольно простое: это богатство создано трудящимися России, и оно должно им и принадлежать. Чтобы избежать раздоров при дележе, надо раздать народное богатство всем поровну. Поэтому сторонники равного дележа высказались за то, чтобы оценить все приватизированное государственное имущество в рублях, и уже эту сумму разделить в равных долях, выдав каждому чек, денежный сертификат на его долю. Для этого предлагалось весь имущественный комплекс российских предприятий и машинный парк страны оценить суммой в 1500 миллиардов рублей. Полученная сумма была поделена на 150 миллионов граждан РФ, или примерно по 10000 рублей на каждого. В этом плане и выдали всем по приватизационному чеку на десять тысяч рублей.

Каждый должен был сам решить, куда его вложить, на какое имущество адекватной стоимости претендовать. Можно было продать свой ваучер или обменять его на бумажную акцию. Людям не разъяснили, как им выгодно использовать приватизационные чеки. Государство в условиях первоначальной приватизации, являясь номинальным собственником, от приватизации ничего не получило. Более того, само понесло немалые расходы на осуществление приватизации.

Второй подход к проведению приватизации государственных предприятий основан на несколько иной концепции. Здесь имущество предприятий переходит безвозмездно трудовым коллективам. Привлекательная сторона этого подхода в том, что предприятия попадают в руки тех, кто на них был занят и их знает. Хотя и в этом подходе в государственный бюджет от приватизации отчислений не было. Третья концепция приватизации государственной собственности построена на комбинации первых двух вариантов; на идее частичной продажи приватизируемого имущества и передаче части его стоимости в безвозмездное владение коллективов предприятий и граждан.

В период с 1989 и до 1992 г. роль управляющих приватизацией брали на себя министерства, ведомства, исполкомы Советов народных депутатов. В девяностые годы в процессе развернувшейся приватизации была создана сеть новых органов: комитеты по управлению имуществом, которые выступали в качестве главных организаторов приватизации. Продажу приватизированного имущества непосредственно осуществляют фонды имущества. На местах созданы комиссии по приватизации конкретных предприятий и объектов. Подобные комиссии составляют представители государственных органов приватизации, трудовых коллективов, профсоюзов, финансовых органов и др. служб. Приватизация осуществлялась в три этапа. Первый, самый массовый (середина 1992-1994 гг.), получил название ваучерного (чекового) этапа. Он делился на три группы. Первая (малые предприятия) с составом до 200 человек и балансовой стоимостью менее одного миллиона рублей. Группа подлежала продаже по конкурсу на аукционе. Вторую группу приватизации составили предприятия АОО со среднесписочным составом работающих более одной тысячи человек и балансовой стоимостью свыше 50 млн. руб. В третью группу входили остальные предприятия, подлежащие приватизации любым из установленных способов.

В итоге чековой приватизации 75% предприятий акционировались с контрольным пакетом акций трудового коллектива. За неполные два года акции работников предприятий перешли от трудовых коллективов в частные руки. В результате к концу 1994 г. почти половина государственной собственности была приватизирована.

С 1 июля 1994 г. начался второй, денежный, этап приватизации, который продолжался до апреля 1997 г. Главной его целью было обеспечить плавный переход прав собственности, приобретенной на первом этапе, в руки дееспособных предпринимателей. Одновременно готовились инвесторы, способные приобрести крупные пакеты акций предприятий. Однако поставленные цели не были реализованы: не удалось привлечь в программу инвестиции и существенно пополнить федеральный бюджет. Третий этап приватизации по индивидуальным проектам начался с апреля 1997 г. На этом этапе предполагалась приватизация особо важных для страны предприятий и объектов. В итоге проведенной в РФ приватизации произошло разгосударствление более половины предприятий, общество осуществило переход к многоукладной экономике.

Приватизация в 90-е годы привела к глубоким изменениям в структуре. Предприятия распределились по формам собственности следующим образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собственности общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной собственности - 10%, частные - 68%. Такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности российского общества. Теперь Правительство РФ поставило задачу сформировать к концу первого десятилетия ХХI века основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период к капиталистической системе.

Частная собственность на землю и ее экономическое значение. В России она была отменена в конце 1917 г. и закреплена в 1918 г. в первой ее Конституции. Вторично частная собственность была восстановлена в апреле 1991 г. после принятия Законодательным собранием РФ Земельного кодекса. Теперь уже российские граждане имеют право получить в собственность пожизненно наследуемые земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, животноводства.

В ходе аграрных реформ 90-х годов была ликвидирована государственная монополия на землю, сформировано многоукладное производство. Фермеры заняли порядка 6% площади сельхозугодий страны и 7% пашни. В среднем на одно фермерское хозяйство приходится 51 га земельной площади. Фермерские хозяйства первой волны стали не только численно расти, но и объединяться в ассоциации: в районные, региональные, и как следствие была создана Российская ассоциация крестьянских фермерских хозяйств (АККОР). Одновременно земля осваивалась и горожанами. Для них были отчуждены более 3% колхозных и совхозных угодий. Впечатляет то, что за период двух лет под руководством и при финансовой поддержке со стороны первого правительства и его премьера И.Силаева приватизированные у колхозов и совхозов земли были освоены. На этих землях к концу 90-х годов были созданы и зарегистрированы более 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, которым стали принадлежать 13,8 млн. га земельных угодий, в том числе 8,8 млн. га пашни на правах аренды или собственности.

Пришедшая на смену первому Правительству Российской Федерации команда президента Б.Ельцина - премьер-министра Е.Гайдара избрала новую модель аграрной реформы. Волевыми мерами президента были распущены совхозно-колхозные хозяйства, взят курс на приватизацию и десоветизацию деревни, на создание нового базиса на селе - фермерства.

Однако сократилось финансирование села почти в три раза - с 37,4 млрд. рублей в 1991 г. до 12,9 млрд. руб. в 1992 г. Последующие правительства (В.Черномырдина, С.Кириенко) сократили объемы финансирования аграрной реформы еще в 8 раз. В целом же за период с 1992 и по 1998 г. объемы финансирования села сократились в 24 раза. В эти же годы доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась более чем в два раза. В результате шанс полного насыщения российского рынка собственным продовольствием и сельскохозяйственным сырьем был упущен. Страна оказалась в продовольственной полузависимости от развитых стран Западной Европы, США и Канады.

К исходу первой половины 90-х годов в аграрном секторе России производилось: молока - 76%, мяса и птицы около 50%, картофеля - 92%, овощей - 76%. При этом год за годом на российском продовольственном рынке возрастала доля импортируемых продуктов. В начале ХХI столетия на российском рынке динамика импорта продовольствия продолжала расти: в 2001 г. - на 19%, в 2002 г. - еще на 12%. Столь объемные закупки за рубежом продовольствия ставят в сложное положение российский агропромышленный комплекс.

Резко упало социальное положение крестьянства, а за предыдущие 15 лет реформ на селе сократилось строительство жилья в 4 раза, школ - в 13 раз, детских дошкольных учреждений и объектов культуры - на две трети. Между тем российский АПК способен не только прокормить, одеть, обувь своих граждан, но и создать для них достойный уровень жизни.

В промышленно развитых странах Запада, США и Канаде фермер имеет комплекс машин, высокие технологии, породистый скот, отборные семена и клубневые культуры. База для развития фермерства в России не сформировалась. Большую роль в самообеспечении российского населения продовольствием играют личные подсобные хозяйства крестьян и горожан. Приусадебные хозяйства, садово-огородные и дачные участки содержат 44 млн. семей из 50 млн. семей и одиноких граждан. Почти 80% неселения России сегодня занято в сельскохозяйственном производстве. Этот сектор, однако, не претендует не только на современные, но и вообще на какие-либо технологии.

Предпринимательство как явление оформилось в экономике западных стран на волне научно-технических революций конца ХVII-ХIХ веков. Разумеется, инициативные люди, стремящиеся к нововведениям, нетрадиционным решениям были и раньше, в том числе и в России. Среди ученых-экономистов разных эпох в ходу были разные точки зрения на сущность предпринимательства. Одни с учетом старых привычек подменяли его термином «делячество». Среди других хождение получила точка зрения о производственной этике, инновационном характере и планировании предпринимательства. Определение последнего будет неполным, если не характеризовать самого предпринимателя как субъекта согласно принятому закону от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Предпринимателями могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке.

Предпринимательство подразделяют на индивидуальное (частное) и коллективное. Последнее составляют объединения лиц мелкого бизнеса - до 50 человек, среднего бизнеса - до 500 человек и крупного - до нескольких тысяч граждан.

Раскроем в этой связи функции предпринимательства. Во-первых, коснемся подготовки в нашем обществе в должной мере необходимых природных, инвестиционных и трудовых ресурсов. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое и тем самым повышает эффективность экономики.

Во-вторых, предприниматель, используя свои организационные способности, призван добиться поставленной цели - получить высокий доход.

Творческая функция предпринимательства, в-третьих, тесно связана с последними достижениями научно-технических разработок и на их основе внедрением в производство новых технологий.

Характерным свойством предпринимательства является поисковая деятельность: кратковременные сделки, поиск клиента, денег, валюты, материалов, транспорта, помещений. Под сделкой понимается устное соглашение или письменный договор двух или более хозяйственных субъектов в интересах получения взаимной выгоды. В этой роли предприниматель выступает и как физическое, и как юридическое лицо.

Физическое лицо выступает от собственного имени, нуждается в создании и регистрации предприятия, фирмы, что необходимо юридическим лицам. Физическое лицо может заниматься предпринимательством, приобретая по закону статус индивидуального предпринимателя, по достижении 18-летнего возраста. В качестве юридического лица могут выступать экономическая организация, учреждение, торгово-промышленная фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Основными видами предпринимательской деятельности выступают такие, как производственная, коммерческая и финансовая. Будучи относительно самостоятельными, указанные виды предпринимательской деятельности взаимно дополняют друг друга. Но самое сложное из них - производственное предпринимательство. Поэтому в реальной действительности предпринимательство устремляется преимущественно в коммерческое, торгово-предпринимательское русло, где можно побыстрее снять вершки.

Для осуществления производства предприниматель должен использовать факторы производства, к которым относятся рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Заметим, что осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Если у предпринимателя отсутствует исходный капитал, чтобы провести первоначальные расходы, он вынужден обратиться в коммерческий банк или к другому владельцу свободных денег и заимствовать у них кредит.

По мере получения выручки от реализации производственных товаров (услуг) предприниматель возвращает кредитору денежную сумму, равную кредиту, плюс проценты за кредит. Косвенными участниками производственно-предпринимательской деятельности являются государственные, республиканские, местные финансовые органы, налоговая инспекция.

Экономика производства. Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разумных потребностей. Развитие производства необходимо, чтобы соединились природа, труд, капитал, предпринимательство. Все эти четыре фактора представляют собой ресурсы, экономический потенциал страны. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ или конечных товаров и услуг: продовольствия, жилья, бытовой техники, одежды, развлечений. Словом, ради изготовления продукта затевалось промышленно-интеллектуальное (высшее) и бытовое (низшее) производство. Подобное деление в известной мере условно. Результата всего экономического производства называется продуктом.

Охарактеризовать производство можно по различным признакам. Прежде всего по масштабности. По этому признаку можно выделить национальное и отраслевое производство, производственную деятельность предприятий. Национальное производство охватывает производственную деятельность в рамках всей экономической системы. Оно имеет отраслевую воспроизводственную, территориальную структуру. Отраслевая структура производства характеризуется долей в нем различных отраслей национального хозяйства.

Натуральное производство носит замкнутый характер, хозяйственные связи между производителями прямые бартерные, денежное обращение не развито. Товарное производство основано на разделении труда, специализации труда, частной собственности на факторы производства и развитом денежном обращении. Члены производства, чтобы удовлетворить свои потребности, должны заниматься производством, добиваться наибольшей производительности. В США, например, функционируют 16 млн. фирм, более 115 млн. человек каждый день ходят на работу и производят множество товаров и услуг. Одновременно почти 90 млн. домашних хозяйств каждый день приобретают все, что им необходимо.

Каждое предприятие и фирма наделены, таким образом, конкретными производственными функциями, самостоятельно осуществляют свою деятельность, распоряжаются выпущенной продукцией и полученной прибылью. Фирма, деловые предприятия выступают основной формой предпринимательства.

Михаил ШИЛОБОД, доктор экономических наук