Почему я хороший?

Учитель математики Татьяна Пискунова задалась целью выявить, на какого человека направлено воспитание. И провела анкетирование учащихся 2, 5, 7, 9, 11-х классов. Вопросы «Почему я хороший дома?», «Почему я хороший в школе?», «Почему я хороший вне дома и школы?» определяли не только ценности в сознании ученика, но и способствовали распознанию его самооценки.

Ведь как раз самооценка во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависят активность человека и стремление к самосовершенствованию.

Ученику с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Он умеет видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпим к критике. В основном у ребят из 199-й с самооценкой полный порядок. Поэтому они в состоянии строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Их адекватность можно считать одним из показателей гармоничности личности.

Попадались весьма любопытные ответы. «Я - патриот своей Родины», «я ответственен за свои дела», «всегда трезво оцениваю ситуацию», «иду на компромиссы», «я - верующий человек».

Есть ребята и с заниженной самооценкой. Больше всего их в 7-х классах, аж 7%. Это может привести к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны, ранимы, замкнуты. Критика со стороны может их привести к еще более угнетенному состоянию. Они склонны к преувеличению своих недостатков, неуверенны в своих способностях.

Другой полюс - завышенная самооценка. Этим грешат в основном второклашки, но и среди одиннадцатиклассников таких 15%. Для них зачастую характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Они болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - нападение.

Для исследователей было чрезвычайно важно выявить детей с заниженной или завышенной самооценкой. Ведь они требуют более пристального внимания к себе.

Среди ответов на вопросы анкеты встречались такие: «я всегда делаю что-то не так», «я - плохая, так как не выдерживаю требований к хорошей девочке», «стараюсь не мешаться под ногами», «я не люблю свой дом», «меня не за что хвалить», «я - плохой». Эти дети находятся в группе риска, их нужно постоянно держать в поле зрения, подключать школьную психолого-педагогическую службу для корректировки их самооценки, ее повышения и стабилизации.

Исходя из полученных результатов исследования, Татьяна Пискунова высказала мнение, что целесообразна перед педагогическим коллективом постановка следующих задач:

осуществление педагогом личностного подхода в воспитании и обучении учащихся с помощью познания психологических особенностей школьников и широкого использования новых технологий обучения, которые способствуют этому;

получение обратной связи от всех субъектов образовательного процесса о реально существующей практике в школе, продолжить мониторинг в области ценностных ориентиров своих учащихся;

составление и реализация совместно с психолого-педагогической службой школы плана коррекционных работ с детьми из групп риска (с пониженной или завышенной самооценкой);

создание условий для самовыражения, саморазвития личности, проявления творческой инициативы;

разработана и осуществление программы по повышению уровня духовного развития, в том числе осознанию себя как гражданина.

От культуры войны

к культуре мира

Мария Комлева, директор школы №199, любит казахскую пословицу «Человек, у которого много друзей, широк, как степь». Умение дружить - это тот талант, которым Мария Андреевна обладает на удивление полно. И щедро делится им с другими. Не случайно опрос Пискуновой определил, что 68% учеников считают, что их отношения с учителями основаны на сотрудничестве, отношения с одноклассниками 46% оценивают как товарищеские, а 47% считают их просто отличными.

При всем многообразии характеров, личностных качеств, национальных черт, религиозных убеждений люди должны уважать друг друга - учит своих школяров заслуженный учитель РФ, преподающий в 199-й историю, Нина Баулина. Люди общению обучаются в течение всей своей жизни. Но начинают они этому учиться еще в детстве.

Воспитание во многом предопределяет судьбу человека, так как в нем закладываются основы духовности человека, отношение к близким и дальним, к окружающему миру. Воспитание обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных нравственных ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Есть воспитание трудовое, правовое, эстетическое. Но стержень всего процесса современного воспитания - воспитание нравственное, оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Древние философы V века до нашей эры говорили: «Трех вещей нужно избегать в воспитании: ненависти, зависти и презрения». Опираясь на опыт древних, в школе №199 определяют основную идею воспитательной стратегии как формирование толерантной личности, то есть здесь стараются формировать убеждения, взгляды и навыки толерантного поведения.

Декларация принципов гласит: «Толерантность - это гармония в многообразии, которая способствует переходу от культуры войны к культуре мира». Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В школе №199 национальный состав учащихся обширен. Этим гордятся. Это дает возможность узнать еще в детстве, что существуют разные люди с разными традициями и иным менталитетом. Узнать, принять и полюбить так, как только в детстве мы умеем полюбить - искренне и на всю жизнь.

Воспитательная работа в современных условиях, по мнению Нины Баулиной, не может сохранять ошибки и стереотипы прошлых лет. Новый алгоритм воспитательной деятельности выглядит так: действие - результат - слово. Методика социального проектирования - программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема, требующая разрешения. Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Каждому из нас при рождении, говорит Нина Анатольевна, дают глыбу мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Мы можем таскать эту глыбу за собой, так ни разу ее и не коснувшись, мы можем раздробить ее в мелкую крошку, мы можем создать из нее великий шедевр. Нам оставлены примеры, созданные всеми другими прожитыми жизнями, завершенные и незавершенные, ведущие нас и предупреждающие об опасностях. В конце, когда наша скульптура уже почти завершена, мы можем навести полный глянец, отполировав то, что начали многие годы назад. Именно тогда у нас появляется возможность шагнуть далеко вперед...

Мы сами создаем окружающий нас мир. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора. Мы чувствуем себя совершенно беспомощными, когда уклоняемся от возможности сделать выбор, когда не хотим строить свою жизнь сами.

Человек без Родины -

что птица без крыльев

Развитие духовного мира школьника происходит под чутким руководством учителя, и особенно его классного руководителя. И ученики, и педагоги привыкли к лозунгу Комлевой «Не позволяйте себе быть серостью!».

Что же может сделать классный руководитель для развития духовного мира школьника? Учитель русского языка и литературы Светлана Фролова ознакомила собравшихся за «круглым столом» со своим личным опытом.

Первый шаг учителя, получившего новый класс в 199-й, - изучение психолого-педагогической характеристики детского коллектива, представленной педагогом начальной школы. В ходе первого родительского собрания, индивидуального общения с родителями выясняются особенности того или иного учащегося. Школьный психолог помогает уточнить представление о взаимоотношениях в классе. Имея всю эту информацию, Светлана Николаевна строит свою воспитательную работу.

Ее основные направления - эстетическое («Красота спасет мир»), патриотическое («Человек без Родины - что птица без крыльев»), нравственное («Не стоит село без праведника») и развитие творческого потенциала учащегося.

В ходе воспитательной работы акцент делается, во-первых, на активное использование элементов театрального искусства. Опыт Фроловой показывает, что ученику, четко, внятно произносящему слова, умеющему держаться, легче добиться успеха в учебе, избежать различных комплексов. Во-вторых, обращается внимание на работу ученика в коллективе как классном, так и школьном. Это позволяет адаптировать ребенка к будущей жизни, где умение общаться, устанавливать контакты с другими людьми существенно влияет на профессиональный успех. В-третьих, в качестве помощника учителя выступают великая литература, ее творцы, дающие пример духовности подрастающему поколению, помогают общению с людьми.

Светлана Николаевна, получив 5-й класс, в рамках решения этих задач предложила родителям вместе с детьми прослушать цикл лекций «Шедевры Третьяковской галереи» на базе лектория, проводимого в музее по субботам. Также она убедила их прослушать цикл концертов «Классика - это классно!» в Большом зале консерватории. Из 26 учащихся 23 с родителями лекции и концерты посещали.

В школе №199 давно стало традицией проводить ежемесячные экскурсионные дни. Школьники знакомятся с историей, жизнью выдающихся людей. Это помогает воспитывать патриотов, культурно образованных людей. Посещение театра - необходимая, по мнению Фроловой, составляющая воспитательного процесса. Она уже много лет ведет школьный кружок «Мельпомена», широко использует приемы театрализации на своих уроках. Часто ставит программы-спектакли либо по литературным произведениям, либо используя сюжеты из жизни выдающихся людей. А по материалам школьных сочинений и изложений учащиеся 199-й выпускают газету «ПЕРЛовка».

Огромную помощь в развитии духовного мира ребенка, считает Фролова, ей оказывает создатель музея Н.М.Рубцова - Майя Полетова, которая, не жалея сил, привлекает внимание к творчеству поэта. В прошлом году, когда еще только в ротапринтном варианте вышла книга Полетовой о поэте, ученики Светланы Николаевны подготовили презентацию этого труда и показали ее в музее. В этом году за работу «Пусть душа остается чиста» Майя Андреевна удостоена Союзом писателей России премии имени М.Волошина за лучшую книгу года. Ребята горды, что причастны к этому событию тоже.

Работа педагогов 199-й интересна. С этим невозможно не согласиться. В ходе обсуждения на «круглом столе» пришли к выводу, что школа в вопросах формирования нравственной культуры учащихся не должна быть одинока. Ведь, как отметил легендарный директор 45-й Леонид Мильграм, таких оазисов, как 199-я, сегодня мало и становится все меньше. Необходимо искать соавторов в повышении эффективности и результативности военно-патриотического воспитания, сотрудничать с учебными заведениями системы МВД в пропаганде правовых знаний и работе по профилактике правонарушений. Школе необходимо помочь повысить ответственность родителей за воспитание детей, а управам районов и муниципалитетам - координировать действия учреждений образования и культуры.

Практически все участники «круглого стола» сошлись во мнении о создании в Москве единого воспитательного пространства. Дети - это будущее, а школа - развивающая часть общества. Но как сказал ректор МГПИ Александр Кутузов: «Вне нравственной системы учить нельзя, ум без сердца вреден».