- Любовь Петровна, как вы считаете, что удалось сделать городской системе управления за 75 лет?

- Прежде всего удалось создать такую систему образования, которая рассчитана на разных учеников. Правда, одна из газет поставила это департаменту в укор: дескать, теперь бедные родители должны ходить и выбирать ту школу, которая наилучшим образом подходит их детям. Конечно, было хорошо, когда дети учились в школе, расположенной рядом с домом. Но тогда школы были все одинаковые: единые, средние, политехнические, трудовые, и учили в этих школах тоже всех одинаково. В том числе и одаренных детей, слабых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Программа раньше была рассчитана на среднего ученика, сегодня в Москве выстраивается сеть образовательных учреждений таким образом, чтобы каждый ребенок нашел себе школу по силам. Для одаренных детей есть специальная сеть учреждений, выстроена специальная программа, предлагаются программы дополнительного образования, подобраны педагогические кадры более высокой квалификации, нежели в массовой школе. Два года назад мы открыли школу для одаренных «Интеллектуал», сначала там было 60 детей, сегодня уже 105, мы убеждаемся, что диагностика была проведена правильно, что мы сумели отобрать детей с общей одаренностью - талантливых во всех отношениях. Эти ребята уже стали победителями всероссийских и международных предметных олимпиад, конкурсов. Мы много внимания уделяем детям-инвалидам, наша задача - интегрировать их в образовательную среду, дать им образование, и уже 1500 детей-инвалидов учатся в системе профессионального образования, получая различные специальности, которые им интересны и могут обеспечить самостоятельную жизнь. Для России проблема - дети-сироты, в докладе, подготовленном к недавно прошедшему Госсовету, было отмечено, что в стране наблюдается массовая беспризорность, которая стала позором России. Чтобы не было беспризорности, создана колоссальная сеть учреждений, но ни одно даже самое хорошее государственное учреждение не заменит ребенку семью. Если уж говорить о сиротах, то в Москве в системе образования, здравоохранения и социальной защиты воспитываются в целом 7500 сирот, почти 10000 - это дети, лишенные родительской опеки, и мы настаиваем на принятии программы правительства Москвы (она уже подготовлена) по семейному воспитанию таких детей.

- На заседании правительства Москвы очень серьезно обсуждалась проблема реализации национального проекта «Образование». Есть ли у столицы своя специфика в этом важном деле?

- Конечно, столица, как всегда, предлагает свой подход. Национальный проект стал для нас логическим продолжением программы «Столичное образование», как известно, сегодня мы работаем по программе «Столичное образование-4».

- Прокомментируйте, пожалуйста, происшедшее на заседании Совета по реализации национальных проектов под председательством Президента Путина, когда министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко пришлось говорить о том, что часть классных руководителей не получает обещанных тысячерублевых доплат.

- Андрей Александрович получил от президента серьезное замечание по этому поводу. Могу сказать, что вина здесь, конечно, не Фурсенко, а Министерства финансов РФ, и министр образования и науки, как человек глубоко интеллигентный, очень порядочный и умный, просто не стал подставлять работников Минфина РФ. Но получилось, что, защищая чиновников другого ведомства, он, по сути дела, взял вину на себя.

- Но ведь всем давно известно, что некоторые учебные заведения не попали в список по выплате доплат за классное руководство.

- Да, например, мы давно направили в соответствующие инстанции письма о том, что, кроме школ, лицеев и гимназий, существует еще довольно большое число видов образовательных учреждений. Чиновникам ситуация была давно известна, но они молчали. На мой взгляд, Фурсенко потребовалось большое мужество, чтобы сказать об этом в их присутствии, перечислить все не попавшие в список учреждения.

- Одна из самых серьезных проблем - очереди в детские дошкольные учреждения. Как она будет решена?

- У нас в системе образования работают 1838 детских садов, которые посещают 60% (265,5 тысячи) всех маленьких москвичей, 40% воспитываются в семьях. Мы взяли всех ребят 5-7-летнего возраста, чтобы они были подготовлены к школе. Только один округ - Восточный - не справился с этой задачей, и 64 ребенка в этом возрасте остались стоять в очереди. Мы открыли очень много групп в детских садах для детей ясельного возраста (от 6 месяцев до полутора лет), потому что потребность в этом у москвичей есть, матери, рожающие детей, часто воспитывают их в одиночку. В Москве сегодня 2 миллиона детей, каждый пятый рожден вне брака. Из общего числа садов только 146 - ведомственные, все остальные - принадлежат городу. На начало 90-х годов ведомственных было столько же, сколько государственных, но они практически все закрылись, здания проданы не как детские сады, а как помещения и здания, в зданиях бывших садов были размещены офисы, поэтому сегодня мы констатируем: ведомственная дошкольная сеть для системы образования Москвы потеряна. Правительство Москвы очень серьезно изучило проблемы с дошкольным образованием и приняло постановление, которое предусматривает целый ряд мер по выравниванию ситуации. В конце 2005 года на очереди у нас было 11500 детей, которых родители хотели устроить в сад, на сей момент очередь возросла до 16000. Принято решение о том, что координационные советы, которые есть в каждом округе и возглавляются префектами, городской координационный совет во главе с Юрием Михайловичем Лужковым обсудят информацию о том, сколько детских садов было перепрофилировано, сколько зданий и помещений используются не по назначению.

- Давно известно, что многое в Москве меняется потому, что весьма заинтересованно к образованию относится Владимир Иосифович Ресин. Поможет ли он и на этот раз?

- У Владимира Иосифовича Ресина уже есть программа по строительству детских садов, и он обещает построить за год 100 новых зданий. Если в год будут строить по 100 детских садов, то за два года очередность исчезнет. Кстати, есть очень интересный проект, разработанный МНИИТЭП, детского сада нового типа на 200 детей. Участок земли под это здание останется прежним - 0,9 га, но здание вберет в себя все функционально необходимые помещения для работы с детьми. Сейчас готовятся все необходимые документы для этого проекта, затем будет произведена привязка к конкретным участкам. Мы планируем, что в этом году строительство начнется и в каждом округе Москвы по такому новому уникальному детскому саду появится.

- С 1 апреля начался прием в первый класс. Как обстоят дела, какие проблемы и недостатки есть в этой работе?

- Прием идет спокойно, я должна сказать, что та система, которая создана в Москве, позволяет родителям не беспокоиться, мне порой кажется, что больше беспокоятся журналисты, постоянно поднимающие эту тему. Иногда читаешь и изумляешься, где такие факты взяты, потому что собеседники газетчиков сплошь анонимы, которые не называют ни своих фамилий, ни номеров школ, где есть недостатки или нарушения. Прочитала недавно одно интервью и не поверила, что в школе у будущего первоклассника могли спросить, что такое второстепенные члены предложения, предложить ему посчитать от 70 до 100 и обратно, и вообще устроить не собеседование, а экзамен. Экзаменов нет и не может быть. И сбор по пять тысяч долларов при приеме в первый класс - ерунда. Можно говорить об этом только тогда, когда это установлено, когда будут уличены в этом либо директор, либо учителя. Мы открыли «горячую линию» (следующая будет 29 апреля, телефон 366-65-50), вопросы нам задают разные. В одном округе пожаловались на школу, которая не принимает ребенка в возрасте 6 лет, хотя московские законы позволяют это делать, и мы дали школе разъяснения на этот счет. Вообще много таких проблем, которые возникают из-за незнания родителями или педагогами московского законодательства, и все можно разрешить, дав соответствующие справки и информацию. В двух случаях жалобы были связаны с тем, что школы попросили родителей заплатить вступительный взнос - туда направлены комиссии контрольно-ревизионного управления Департамента образования. Мы очень жестко контролируем эту ситуацию, освобождаем руководителей образовательных учреждений от работы, если факты поборов подтверждаются. Порядок приема в престижные школы таков: директор принимает заявления от родителей, окружная комиссия рассматривает заявления, и после принятия решения директор издает приказ о зачислении тех, кому дана рекомендация. Жалобы принимает конфликтная комиссия.