Надо думать, что отсутствие краткого, но полноценного учебного пособия по истории Древнего Востока не случайно. Требуется особое умение для того, чтобы просто и кратко излагать сложный и обширный материал. Умение это достигается главным образом многолетней практикой ведения занятий по соответствующей дисциплине.

В начале 2006 года свет увидело издание, являющееся по вышеизложенным причинам уникальным: написанное простым языком, четкое, грамотное, наконец, лаконичное изложение истории Востока в эпоху древности. Основой для его создания послужили лекции, читавшиеся автором - доктором исторических наук, профессором А.А.Вигасиным - в течение многих лет на историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова и на историческом отделении Института стран Азии и Африки при МГУ. В определенном смысле это пособие - именно то, что может спасти многих студентов от состояния легкой паники в сессию и избавить от мук адовых их преподавателей.

Издание делится на собственно учебник и приложение, включающее в себя фрагменты нескольких знаковых памятников древневосточной литературы (хрестоматийный «Рассказ Синухе», рассказ о потопе из «Эпоса о Гильгамеше», фрагмент книги пророка Исайи и надписи Ашоки). Деление самого учебника на части ведется по регионам (Египет, Передняя Азия, Средний Восток, Южная Азия, Восточная Азия), внутри частей могут быть более мелкие рубрики (так, часть «Передняя Азия» включает разделы о Месопотамии, Малой Азии и Восточном Средиземноморье). Упорядочить и объединить разрозненные факты помогает приведенная в конце синхронистическая таблица, включающая, кстати сказать, и названия значимых для соответствующих регионов и периодов текстов, в том числе и тех, что приведены в настоящем издании. Наконец, пособие снабжено фотографиями наиболее характерных древневосточных памятников и картами, категорическая необходимость которых довольно часто игнорируется составителями учебников по истории (как результат - полная географическая сумятица в голове студента и курьезные попытки поместить, скажем, Персию на территорию Египта). Все вместе помогает не только одолеть трудный материал, но и действительно усвоить его.

Вопреки старой советской традиции главы в пособии не делятся на «историю политическую», «социально-экономические отношения» и «культуру». Такая четкая градация, по правде говоря, всегда вызывала вопросы, когда дело касалось древних цивилизаций, для которых разговор о политических отношениях не может вестись без учета специфики культуры и мировоззрения человека, а социальные отношения часто имеют теснейшую связь с религиозными установлениями. Деление внутри глав пособия ведется лишь по хронологическому принципу. Это превращает текст из сухого изложения в плавное и вдумчивое повествование, что опять-таки упрощает задачу для человека, «продирающегося» сквозь дебри древневосточной истории.

Автор строит изложение таким образом, что, переходя от региона к региону, он одновременно не дает читателю забыть и о тех областях, речь о которых велась прежде. К примеру, глава о Восточном Средиземноморье содержит постоянные переклички с разделом, посвященным истории Египта, демонстрируя тем самым теснейшую и многогранную связь этих регионов. Соблюдение такого принципа демонстрирует взаимосвязь разных периодов и разных областей Востока. Сама же древневосточная история воссоздается в итоге комплексно, а не в виде разрозненных фактов, относящихся к тем или иным регионам, вопросы о взаимных связях и контактах которых так часто ставят студентов в тупик на экзамене или зачете.

Еще один безусловный плюс пособия состоит в том, каким образом автор обходится с исторической терминологией. Пагубной кажется такая ситуация, когда устоявшиеся в науке термины превращаются в некие мертвые величины, которыми студенты (а часто и преподаватели) оперируют без малейшего понятия об их смысле и действительном содержании. Классическим примером тому является в зубах навязший «восточный деспотизм» - словосочетание, значение которого грамотно объяснить может редкий студент, однако пользуются им практически все. Терминов в «Истории Древнего Востока» на первый взгляд не так и много. Но те, что есть, досконально разбираются и объясняются. Этот принцип исключает безумное псевдонаучное употребление терминологии. Удачным кажется то место, которое отводится в пособии историографической и источниковедческой проблематике. Вплетенная в основное повествование и увязанная с исторической конкретикой, она органично и воспринимается, не превращаясь в особую «головную боль» для студента, готовящегося к экзамену.

В сущности, учебная литература такого типа может считаться многофункциональной. С одной стороны, очевидна ее необходимость для студентов-гуманитариев: именно такого рода пособие помогает упорядочить материал, выделить главное, некий первоочередной минимум для сдачи экзамена. С другой стороны, книга такого типа может выступать как учебник для студентов неисторических и вообще негуманитарных специальностей, в программе обучения которых в том или ином виде фигурирует курс всемирной истории. Наконец, за последние годы появилось большое количество школ, занятия в которых ведутся по нетрадиционной программе, включая в себя в том числе углубленное изучение истории. Специальная литература для таких учебных заведений отсутствует вовсе. Посильную помощь преподавателям и учащимся этих школ и гимназий могут оказать настоящее издание и ему подобные, потребность в которых очевидна.

Ксения НИКОЛЬСКАЯ, кандидат исторический наук, доцент