Результаты преподавания этого курса убедили в том, что он содействует профессиональному самоопределению старшеклассников. Курс, безусловно, будет практически полезен тем учащимся, которые готовятся стать профессиональными филологами. Но круг потенциальных слушателей спецкурса не ограничивается этой категорией учащихся. Он адресован школьникам, готовым расширять свой культурный кругозор, стремящимся сделать свою душу богаче, быть интересным для других и для самого себя, чтобы, подобно С.Есенину, иметь право воскликнуть: «Зажигаюсь от себя!»

Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, элективный курс обладает определенной содержательной автономностью и не предполагает жесткой привязки к программе какого-либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах литературного образования в 9, 10 или 11 классах (курс рассчитан на 35 часов, но отобранный в программу материал и система практических заданий позволяют увеличить время изучения курса до 70 часов).

На занятиях учащиеся будут учиться постигать уникальную гармонию художественного целого, осознавать неисчерпаемую глубину писательской мысли, чувствовать прелесть строки, красоту и точность живого слова. Пробужденное стремление к вдумчивому чтению будет содействовать формированию художественного вкуса и выявлению собственных читательских предпочтений (своего круга чтения). Таких читателей вряд ли обманут подделкой под искусство: они всегда сумеют отличить талантливое произведение от псевдохудожественных «шедевров» разного рода графоманов и шарлатанов от литературы. Кроме того, у учащихся появится дополнительный стимул развития не только умения точно формулировать свою мысль, умело участвовать в дискуссиях, убедительно аргументировать собственную позицию, интерпретировать факты, но и способности понимать другого человека и собственную личность. Таким образом, цели курса направлены на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер личности ученика-читателя.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений. Материал для практической работы составляет русская классическая литература XIX-XX веков, при этом делается упор на текстуальное, а не на обзорное рассмотрение отобранных произведений. Принципы отбора художественных текстов определялись не только целями формирования аналитических умений старшеклассников, но и соотнесенностью материала с возрастными особенностями старшеклассников, кругом их интересов, задачами развития личности старшеклассника. Главнейшее требование при отборе художественных текстов в программу можно сформулировать следующим образом: высочайшие художественные достоинства произведения, способного оказать позитивное воздействие на душу ученика. В числе других принципов отбора назовем наличие интересной для учащихся проблематики, не лежащей на поверхности текста, поскольку одна из задач курса - научить старшеклассника самостоятельно формулировать вопросы, скрытые в подтексте произведения. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал ограничен произведениями малой формы: стихотворениями, рассказами, реже - фрагментами художественных произведений (в этом случае, как правило, идет обращение к уже изученным произведениям).

Поскольку курс ориентирован на обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, на выявление индивидуальной авторской манеры письма, в учебном пособии четко определен круг теоретико-литературных понятий, без освоения которых невозможно формирование читательской культуры школьника. Однако освоение этого круга знаний не является самоцелью: знания по теории литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения учащимися специфики литературы как вида искусства, выявления скрытых смыслов рассматриваемых произведений, для формирования развитого читателя, а не бездумного потребителя любой бездарной продукции под яркими обложками.

Учебный материал пособия структурирован с опорой на важнейший круг терминов и понятий, а сама логика его изложения подчинена последовательному освоению учащимися основных принципов анализа художественного текста. Каждый раздел начинается с теоретического материала, изложенного предельно кратко, без излишнего наукообразия с опорой на богатый ряд конкретных примеров. Ко всем темам курса отобраны два типа текстов: для работы в классе и для самостоятельной работы дома. Каждый художественный текст сопровождается разработанной под конкретную учебную задачу системой заданий, помогающих осуществить глубокий диалог между автором произведения и читателем. Система заданий нацелена на систематизацию уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализацию, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, расширение терминологического багажа, отработки навыков использования термина и понятия на инструментальном уровне, на формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций; дальнейшее совершенствование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.

Итогом работы по программе курса становится самостоятельно выполняемая учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа-миниатюры или стихотворения (художественные произведения для зачетных работ размещены в специальном разделе учебного пособия). Защита исследования проходит в конце учебного года.

Пособие «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста», изданное «Дрофой», совмещает в себе два жанра учебной книги: учебник с систематическим изложением материала и хрестоматию, позволяющую организовать урок без траты времени на поиск текстов. Учебная книга написана таким образом, что сохраняет простор для творчества учителя, для привнесения своего учительского, читательского, человеческого опыта. Разумеется, преподавание и изучение этого курса потребует немалых душевных усилий и от учителя, и от ученика, но они получат возможность выйти за пределы традиционных программ и в то же время наполнят новыми смыслами обязательный курс изучения литературы, обогатят дополнительными ассоциациями то культурное пространство, которое формируется в душе читателя.

Елена ЗИНИНА, ученый секретарь ФИПИ