Оформление.

Плакат: «Во всей истории войн еще не было страны, которая выстрадала бы больше, чем Россия во время Второй мировой войны». Д.Кеннеди.

Таблички для журналистов: названия газет и журналов, которые представляют корреспонденты.

Схема: «Сталинградская битва».

Таблицы:

1. Численность Вооруженных сил СССР, Германии и ее союзников к началу Великой Отечественной войны.

2. Соотношение сил на советско-германском фронте к началу войны.

3. Соотношение сил на Московском направлении осенью 1941 года.

4. Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года.

5. Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 года.

6. Соотношение сил СССР и Германии в начале 1944 года.

Организационная подготовка, ТСО. Класс, столы по кругу, телевизор, магнитофон, видеокассета. Фрагменты: «План Барбаросса», наступление на Москву, парад в Москве, на Сталинградском направлении, Сталинградская битва, Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой, операция «Багратион» (всего на 23 минуты).

Книжки-рефераты на тему «Основные битвы Великой Отечественной войны».

Карты: «Сталинградская битва», «Великая Отечественная война».

Проигрыватель, пластинка, песня «Священная война» (А.Александров - В.Лебедев-Кумач).

Портреты военачальников Советской армии:

Жуков Г.К. - Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.

Рокоссовский К.К. - Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

Конев И.С. - Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

Говоров Л.А. - Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза.

Портреты военачальников вермахта:

Бок Федор фон Кюстрин - генерал-фельдмаршал.

Эрих фон Манштейн (Фридрих фон Левински) - генерал-фельдмаршал.

Вальтер фон Браухич - генерал-фельдмаршал.

Вильгельм Кейтель - генерал-фельдмаршал, начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии.

Вальтер Модель - генерал-фельдмаршал.

I этап. Подготовительный.

В начале учебного года ребята получили задания, выбрали темы, работали под руководством учителя с дополнительными источниками. Написали рефераты: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Белорусская операция «Багратион», «Нормандия-Неман», «Иркутская область в годы Великой Отечественной войны», «Герои Братска». Подготовили вопросы к своим текстам, перевели их на английский язык. Так родился клуб «Память. Творчество. Мир», где можно собираться, обрабатывать материал, читать литературу. Школьники разделили роли: кто будет журналистом, кто делегатом, кто ведущим.

II этап. Пресс-конференция.

Участники: делегация клуба «Память. Творчество. Мир», корреспонденты газет и журналов Великобритании, Франции, США, Канады, Японии, Германии, России, гости - ветераны Великой Отечественной войны, учителя нашей школы и школ города.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления учеников (защита рефератов).

3. Вопросы журналистов. Ответы участников.

Слово ведущего. Справка о положении стран Европы перед Второй мировой войной.

Тезисы:

- Доля в мировом производстве Англии, Франции, Германии, Италии по основным отраслям промышленности составляла от 30 до 50%.

- Европа обладала современной боевой техникой, самыми многочисленными вооруженными силами.

- Германия, Италия в 30-е годы развязали ряд локальных войн в Африке.

- 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война.

- Германия начала готовиться к войне против СССР с лета 1940 года.

- Стратегические замыслы войны против СССР были изложены в директиве №21, известной под названием «План Барбаросса». (Фрагмент видеозаписи - 7 минут.)

1-й ученик. Защита реферата «Начало Великой Отечественной войны».

Вопрос журналиста из российской газеты «Известия»:

В чем же состояли основные причины наших временных неудач в начале войны?

What were reasons of our time failures in the beginning of war?

Ответ ученика: 1. Фашистская Германия давно перевела экономику на военные рельсы.

2. Германия освоила массовое производство всех видов вооружений.

3. Фашисты захватили и использовали ресурсы почти всей Западной Европы (военно-экономические ресурсы Германии более чем в два раза превосходили ресурсы СССР). Советская экономика имела мирную направленность. СССР прочно опирался лишь на свои собственные ресурсы.

4. Внезапность нападения врага.

Мы отказались от наступательных действий и вынуждены были где-то отступать, а где-то перейти к стратегической обороне. Битва за Ленинград, Смоленское сражение и операция на Правобережной Украине ломали все планы врага, сопротивлением и контрударами обескровливали наступающего противника. Эффективными были контрудары под Сольцами, под Лепелем, под Бобруйском и южнее Коростеня.

Слово ведущего: Первое обращение к советскому народу прозвучало 22 июня в 12 часов. Его озвучил народный комиссар В.М.Молотов. Весь народ поднялся на защиту Отечества. (Песня «Священная война» (А.Александров-В.Лебедев-Кумач.)

За 8 дней в советские Вооруженные силы влились 5,3 миллиона человек. На оборонительных работах летом и осенью 1941 года были заняты около 10 миллионов человек. Страна превратилась в единый боевой лагерь. (Видеозапись: фрагмент наступления немецкой армии для захвата Москвы. Операция «Тайфун». (3 минуты.)

2-й ученик: Защита реферата «Битва за Москву». Видеозапись «Парад в Москве» (3 мин.).

Вопросы корреспондента газеты «Ванкувер Сан», Канада:

1. Каково было соотношение сил Германии и СССР?

What was correlation of forces of Germany and the USSR?

2. В чем была заслуга сибирских дивизий?

What was a merit of the Siberian divisions?

3-й ученик: Защита реферата «Трагический 1942 год».

4-й ученик: Защита реферата «Сталинградская битва».

Видеозапись: фрагмент битвы под Сталинградом - 3 минуты.

Вопросы журналиста из газеты «Санди таймс», Англия:

1. Как жители Сталинграда совместно с силами Советской армии отражали натиск врага?

How did Stalingrad’s inhabitants together with forces of the Soviet army reflect an impact of the enemy?

2. Почему Советский Союз требовал от своих союзников открыть второй фронт на северо-западе Европы?

Why did Soviet Union demand from the allies to open the second front in north-west of Europe?

5-й ученик: Защита реферата «Курская битва». Видеозапись: «Танковое сражение под Прохоровкой» - 3 минуты.

Вопросы журналиста из газеты «Дейли мэйл», Англия:

1. В чем выражался коренной перелом в Великой Отечественной войне?

What did fundamental change express in the Great Patriotic war?

2. Чем отличались условия военных действий на Курско-Орловской дуге от ранее проводимых военных операций?

What is difference between Kursk batlle and earlier military actions?

6-й ученик: Защита реферата «Форсирование Днепра».

Вопросы корреспондента журнала «Мидори», Япония:

1. Какое значение придавало немецкое командование укреплению Днепра?

What meaning did German command attach to the strengthening of the Dnepr?

2. Опишите замысел Смоленской операции под названием «Суворов».

Tell about the plans of Smolensk operation called «Suvorov».

7-й ученик: защита реферата «Белорусская операция «Багратион».

Вопрос журналиста из российской газеты «Известия»:

Значение операции «Багратион» для белорусского народа.

Meaning of operation «Bagration» for Belarus people.

Видеозапись: окружение и разгром фашистов в Белоруссии - 2 минуты.

17 июля 1944 года 60 тысяч пленных немецких солдат, офицеров и 19 генералов были проведены по улицам Москвы.

8-й ученик: Защита реферата «Военачальники Второй мировой войны».

9-й ученик: Защита реферата «Эскадрилья «Нормандия-Неман».

Вопросы журналиста из газеты «Монд», Франция:

1. Расскажите об отношениях между русскими и французскими летчиками, их совместной борьбе с врагом.

Tell about relations between French and Russian pilots in struggle against the enemy.

2. Как французы помогали русским?

How did French help Russian pilots?

10-й ученик: Защита реферата «Иркутская область в годы Великой Отечественной войны».

Вопрос корреспондента журнала «Таймс», США:

Что вы можете сообщить об участии жителей Иркутской области в Великой Отечественной войне?

What can you say about Ircutsk’s inhabitants participating in the Great Patriotic war?

Тысячи наших земляков награждены орденами и медалями. Иркутская земля дала Родине немало талантливых военачальников. Среди них генерал армии А.П.Белобородов, адмирал В.Н.Алексеев, генерал-полковник К.И.Провалов. В Иркутске на берегу Ангары сооружен мемориальный комплекс и зажжен Вечный огонь. Эстафета памяти будет вечно передаваться из поколения в поколение.

Вопрос журналиста из газеты «Федерал Цайтунг», Германия:

Расскажите о жителях Братска - участниках Великой Отечественной войны.

What can you say about the Heroes of the Great Patriotic war from Bratsk?

11-й ученик: Защита реферата «Братчане - Герои Советского Союза».

Заключительное слово ведущего: Мы, присутствующие здесь, обращаемся ко всем людям Земли с предупреждением: наша планета не вынесет третьей мировой войны! Как сказал знаменитый ученый Альберт Эйнштейн: «Я не знаю, какое оружие будет использовано в третьей мировой войне, но в четвертой мировой войне - это будут дубины и копья».

С каждым годом оружие становится все более совершенным и изощренным. Это и «умные» ракеты, и снаряды с обедненным ураном, не говоря уже об атомном оружии. Если во Второй мировой войне погибли десятки миллионов, то сейчас стоит вопрос о выживании человека как вида. Люди всей планеты должны приложить все усилия для поддержания мира.

III. Рефлексия.

Подводя итоги заседания клуба «Память. Творчество. Мир», учащиеся проанализировали свою работу, акцентируя внимание на подготовке, оформлении материала в виде альбомов, выставок, карт.

Оценивая друг друга, ученики сумели выявить некоторые недочеты.

У них возникло желание сочинить стихотворения о войне, найти в семейных альбомах фотографии родственников, воевавших на фронте, больше узнать о судьбе членов семьи в годы Великой Отечественной войны.

Мира РЕЩИКОВА, учитель истории и обществознания СШ №18 города Братска Иркутской области