Темы экспозиций музея: «Школа - это тоже Родина моя», «Мой отчий край, казачья станица - Каневская», «60-летие Победы в Великой Отечественной войне». На стендах отображены быт кубанского казачества, обряды и традиции. Материалы рассказывают о просветителях кубанского края. Здесь есть фотографии довоенных и военных лет, казачья одежда, домашняя утварь, произведения декоративно-прикладного творчества, фотоальбомы классов, альманахи методических объединений и классов, отражающие жизнь каждого ученического и учительского коллектива. Фонды музея содержат более 1500 экспонатов и материалов, постоянно пополняются детьми, родителями, учителями.

Цели и задачи музея: формирование гражданско-патриотических качеств учеников; обеспечение дополнительного краеведческого образования; расширение кругозора, воспитание познавательных интересов, способностей; совершенствование образовательного процесса.

Музей работает по следующим направлениям:

экскурсии (обзорные и тематические),

встречи с работниками районного историко-краеведческого музея, родительской общественностью, казаками, ветеранами войны и труда,

уроки гражданственности и патриотизма,

уроки кубановедения,

поисковая деятельность и акции по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Солдатский подвиг», «Экспонат для музея», «Признание в любви к школе», «Спросим у стариков»,

выставки экспонатов, фотовыставки, учеба совета музея.

Совет музея - один из органов школьного ученического самоуправления детского школьного объединения «Юнландия». Работает исследовательская поисковая группа учеников 8-х классов. Они проводят экскурсии на разные темы («Учитель, перед именем твоим...», «Праздник казачьей семьи. Воспитание детей», «Казачья слава», «Спасибо матери-казачке», «Старая вышивка»). Первый урок первоклассников начинается в школьном музее. Музей - центр притяжения в дни встреч школьных друзей.

Большое значение мы придаем музейной педагогике. Учим детей самостоятельно извлекать информацию и использовать ее, развиваем исследовательские и поисковые навыки. Используем принцип интерактивности: личное соприкосновение с реальной историей края через предметный мир. Основа музейно-педагогической деятельности - диалог взрослых и детей.

Во время экскурсий мы показываем инсценировки на кубанские темы. Сценки, пословицы, поговорки звучат на местном самобытном диалекте. Если лексика непонятна, экскурсоводы комментируют содержание. Сочетание кубанского костюма, юмора, диалекта, мимики и характерных жестов вызывает яркий эмоциональный отклик у посетителей музея. Мы играем с ними в игры: «Какой предмет с каким сочетается?», «Что это?», «Отдай вещь казаку или казачке», «Загадки о предметах».

Ученики вместе с родителями и учителями совершают экскурсии в города края, знакомятся с историческим прошлым Кубани, удивительным миром природы. Фотографии, сделанные во время поездок, пополняют классные альбомы и материалы музея.

Большую роль в нравственном развитии учеников играют уроки кубановедения, которые наши учителя проводят в музее. Используя экспонаты музея, педагоги развивают интерес к культуре своей Родины, пробуждают творческий потенциал каждого ребенка.

В роли педагогов выступают и ветераны нашего района, и казаки, которые посещают школу. В традицию вошли «Уроки мужества», на которых участники Великой Отечественной войны рассказывают о своих боевых подвигах, а также проводят беседы о здоровом образе жизни. Благодаря таким встречам у детей повышается познавательная активность, развиваются исследовательские навыки, пробуждается интерес к истории своей семьи, формируются патриотические чувства. Вот только некоторые темы таких встреч: «Женщины-связистки в годы Великой Отечественной войны», «Эвакуация в станице Каневской», «Ленинград в годы войны».

Зоя МИЧУРИНА, заместитель директора по научно-методической работе СШ №2 станицы Каневской Краснодарского края; Тамара СОЛОГУБОВА, руководитель школьного музея