Наталья Николаевна ЗАВАРЗИНА, учитель географии гимназии города Лабытнанги, представила на конкурс не только три собственные разработки уроков, но и развернутый аналитический обзор деятельности научного общества учащихся «Гимназист», председателем которого она является.

Татьяна Евгеньевна ИОНИНА, учитель географии гимназии №1 Бийска, использовала неординарные здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе. Ее разработка занятия «Океания» для 7-го класса в технологии «Мастерские» построена на сравнении биологического и социального в человеке. Как выжить на необитаемом острове? Не только укрыться от дождя и найти пищу, но и постараться избежать уныния и апатии!

Елена Владимировна НУЖДИНА, учитель географии СШ №18 Челябинска, со своими девятиклассниками вот уже несколько лет проектирует города будущего. На уроке три проектные группы из стандартного набора строительных объектов в заданных ландшафтах создают модели новых городов и научно обосновывают, где в идеальном городе должны располагаться промышленная и жилая зоны, как можно снабжать жителей энергией, водой и другими ресурсами, сколько нужно очистных сооружений и т.п.

Татьяна Валерьевна КИТОВА, учитель географии СШ №5 поселка Дарасун Карымского района Читинской области, прислала на конкурс разработку интеллект-турнира «Эта замечательная карта» для шестиклассников, которые только начинают знакомиться с географией. Множество стихов, загадок, кроссвордов и просто увлекательных вопросов никому не позволит скучать во время этой игры!

Елена Викторовна ГЛУХИХ, учитель географии СШ №48 Кургана, и Л.В.НЕСТЕРОВА (к сожалению, не указавшая полного имени-отчества), учитель географии Технологического лицея при Лесном институте Сыктывкара, прислали разработки учебных курсов. Курс географического краеведения «Природа Республики Коми с основами экологии» для 8-го класса, предложенный Нестеровой, отличается деятельностным подходом и практической направленностью.

Елена Викторовна Глухих предлагает спецкурс (факультатив) для классов с углубленным изучением географии «Рекреационная география». 10-11-е классы. Ее подход позволяет интегрировать знания о географии России со знаниями о других странах, сравнивать различные аспекты и грамотно планировать отдых как на уровне государственной политики, так и для собственного удовольствия.

Вера Павловна РЕЗНИКОВА, учитель московской школы №647, рассуждает о применении игры в процессе обучения младших школьников и предлагает несколько игровых заданий для курса географии 3-го класса (учебник А.Казакова). Эти упражнения направлены на формирование умений выделять характерные признаки предметов, сравнивать их, обобщать, различать реальные и нереальные явления.

Дух новизны пронизывает все работы: в них есть свежие идеи, обновляются содержание и форма занятий, часто авторы используют новые педагогические приемы и технологии (хотя не всегда их называют).

Но иногда инновации становятся самоцелью, и тогда вместо прогресса мы сталкиваемся с его имитацией. Вот один лишь пример: представлен урок естествознания в 5-м классе, который нужно проводить в кабинете информатики, т.к. ученикам в ходе занятия нужен интернет. Здорово? Было бы здорово, если бы алгоритм поиска, указанный для учеников в листочке-подсказке, сработал... Но напечатанные заранее ссылки не открываются. Взрослый опытный пользователь применил бы альтернативный поиск, но для пятиклассников такое задание еще не по силам. Не лучше ли просто показать всему классу материалы, найденные учителем в интернете?

Еще одна общая беда - размытость целей. Авторы довольно формально перечисляют: «научить», «развить», «воспитать», но при этом из заявленных целей и задач не ясно, зачем проводится то или другое занятие. Хотелось бы, чтобы прежде чем учить детей, мы сами разобрались, чего хотим добиться, к чему нужно стремиться и как желаемого достичь.

А разобравшись - плыть дальше. Семь футов под килем!!!