Представлен широкий спектр подходов: использованы различные программы и учебники линий В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, В.В.Пасечника, И.Н.Пономарева, И.Белавиной и Н.Найденской.

На конкурс присланы 10 уроков (для 2-х, 6-х и 8-х классов), внеклассное мероприятие, дидактический материал для предпрофильного (так у автора) курса изучения биологии в 6-м классе и программа профильного изучения общей биологии в 10-11-х классах.

Работы заявлены в 4 номинациях: «Технологии и методики преподавания», «Сценарии уроков», «Организация внеклассной работы по предмету» и «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе».

Позитив

Татьяна Александровна ЯКУЩЕНКО, директор школы №48 Кургана, представила на конкурс программу по общей биологии для 10-11-х классов с профильным изучением биологии. Двухлетний курс изучения биологии построен в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учеников. В программе заложен разноуровневый подход, предусмотрено много лабораторных работ и экскурсий.

Учитель этой же школы Наталья Николаевна РОМАНОВА прислала на конкурс сразу три (!) разработки лабораторных работ для 6-го класса, в которых тоже используется разноуровневый подход. Каждая группа получает инструктивные карточки с заданиями, для каждого уровня сложности подобраны соответствующие вопросы.

Ольга Валерьевна НАЗАРЕНКО из гимназии города Лабытнанги Ямало-Ненецкого АО прислала на конкурс разработки двух уроков (6-й и 8-й классы). В них особенно важна самостоятельность, предоставленная ученикам, даже цель урока они сформулировали сами. Ребята могут самостоятельно не только изучить материал, но и проверить правильность его усвоения, воспользовавшись специальными карточками, например, с лабиринтами вопросов или с незаконченными предложениями. Приятно поражает многообразие форм подачи материала: использованы музыкальные и видеофрагменты, печатные и устные тексты.

Учитель экологии из дарасунской школы №5 (Читинская область) Елена Анатольевна МУХАМАДЕЕВА предлагает занятие для 2-го класса на тему «Муравьи». На этом уроке ученики разгадывают загадки, рисуют, делают «волшебные шапочки». Особенно важно, что в разработке указаны не только действия учителя, но и предполагаемые действия школьников, что демонстрирует подход к ученикам как к субъектам учебной деятельности.

О муравьях идет речь и в конкурсной работе, присланной Светланой Викторовной ЗУЕВОЙ из многопрофильной гимназии №18 Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. Это, по определению автора, «урок-лекторий для 6-8-х классов». Разработка по жанру скорее может быть отнесена к театральным постановкам на биологическую тему, поскольку определены роли (профессоров-ученых и муравьев различных каст), герои должны быть одеты в соответствующие костюмы и произносить заранее разученные тексты.

Елена Викторовна МАРКЕВИЧ из гимназии №1 Бийска Алтайского края представила разработку урока в 8-м классе с учетом существующей функциональной асимметрии мозга. Описаны теоретические основания и приведены методики определения доминирующего полушария. Группам «правополушарных» и «левополушарных» учеников материал урока подается по-разному.

Двое авторов прислали на конкурс разработки для 6-го класса по УМК авторского коллектива Н.И.Сонина и В.Б.Захарова. Татьяна Константиновна ПАРФЕНОВА из СШ №1 города Мариинска Кемеровской области - сценарий урока «Обмен веществ и энергии у животных» с применением разноуровневых заданий и игр, а Вера Васильевна ЧУХРИЙ из СШ №9 города Буй Костромской области - 17 листов опорных сигналов с описанием и подробное планирование курса.

Наталья Поликарповна СОЛОШЕНКО из школы №71 поселка Кедровый разработала урок на тему «Строение цветка» тоже для 6-го класса. Хочется отметить высокий уровень компьютерной грамотности автора, разнообразие и наглядность представленных материалов: две мультимедийные презентации, игра, кроссворд и интерактивный тест. Но самое главное в этой работе - новизна педагогических подходов. Урок выстроен в образовательной технологии «Творческая мастерская». Очень креативно и очень профессионально. Особенно хороши эпиграфы!

Негатив

Технические недоработки, вроде неверно напечатанной формулы цветка или слова «препарАвальная» (игла), могут заставить слегка поморщиться, но практически не влияют на общее впечатление от работы. Фактические ошибки, вроде несоответствия предлагаемого для изучения текста и проверочного теста к нему, заставляют задуматься: что это - случайная недоработка или что-то более серьезное? Но самая большая проблема - отсутствие в некоторых работах, присланных на конкурс, определения целей этой работы. Бесцельная работа (во всех значениях этого слова) не может быть полезной!

Конструктив

Все представленные на конкурс работы уже сегодня можно использовать для преподавания биологии.