Вокалотерапия

Большое внимание я уделяю развитию детских голосов, которые должны литься свободно, без напряжения и крика, быть естественными и выразительными.

Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Анатолий Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Упражнения по «реабилитации» голосовых связок, произносимые и пропеваемые звуковые сочетания (можно провести тренинг) позволяют избавиться от бормотания у доски, скоординировать дыхание с речью, улучшить артикуляцию и дикцию, устранить монотонность и безжизненность в голосе, гнусавость и повизгивание.

Упражнения Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации. Кроме того, тренируются мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом. Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу, а мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

Я считаю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок поет свободно и легко, так же, как разговаривает, его голос сам развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются во время работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Вдох носом при открытом рте называется «активной паузой». Главное качество певческого вдоха - бесшумность - при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Когда мы разучиваем медленные песни и работаем над удлинением выдоха, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы.

Ритмотерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одними из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Я подбираю ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся, в зависимости от дня недели. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми.

Музыкально-ритмические упражнения

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, детям предлагается представить красивый пейзаж вокруг.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Ребята должны представить себя идущими на праздник в нарядной праздничной одежде. Они идут уверенным, решительным шагом, спина прямая, голова приподнята.

3. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Задание: легкие пружинистые шаги или приседания со взмахами рук (подражание бабочке).

4. «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.

5. «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). В роли лидера должен побывать каждый ребенок.

6. «Вечное движение». Ребята исполняют групповую ритмико-двигательную композицию под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.

7. «Стоп-кадр». Во время произвольного танца внезапно дается команда «Стоп!». Надо замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и скудности эмоций.

Ритмические упражнения

1. «Ритмическое эхо». Учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.).

4. Ритмизация движений различных животных.

5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.

6. «Полька сидя».

7. «Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но и произвольное внимание, координацию движений).

Музыкотерапия

Музыка - это живое знание и представление человека о самом себе, средство самопознания и самовыражения. Музыка ощущается связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№4), В. Моцарта (№40), Л.Бетховена (№3, №5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Однако не стоит забывать, что среди современных музыкальных произведений, в том числе джазовых и роковых, можно найти немало образцов, которые можно использовать в терапевтических целях.

Музыкальные произведения я подбираю с учетом настроения детей, их эмоционального состояния. Для того чтобы музыка подействовала на ученика, ребенка необходимо настроить, подготовить: попросить сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках. Музыку нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь на какие-то посторонние дела. Мои наблюдения за детьми показывают, что музыка положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Пластические импровизации также помогают научить ребят эмоционально откликаться на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов я подбираю музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

1. Игра на воображаемых инструментах. «Лебедь» К.Сен-Санса ребята «исполняют» на «виолончели», «Прелюдию» С.Прокофьева (до мажор) - на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» - на «гуслях» и т. п.

2. Создание различных образов. «Галоп» М. Дунаевского - скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского - плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова - движения рук, покачивание корпуса, создающие образ моря.

3. Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно представить себе, что ты дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия.

Фольклорная

арт-терапия

Русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арт-терапии, которая лечит звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несет в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работу провожу с учетом возрастных и личностных особенностей школьников.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Борис Асафьев считал, что «пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальные слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все - кости рук, ног, мышцы, кровь - вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет.

Приемы свободного движения под музыку, песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет сбрасывать накопившиеся зажимы. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию. Например, я предлагаю ребятам выполнить задание «Разыграй песню» с помощью текстов и сюжетов русских народных песен: «Как под наши ворота», «Как на тоненький ледок», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, игрой на народных инструментах.

Выразительное, четкое, эмоционально яркое произнесение и пропевание народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру.

Движения, которыми сопровождается исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.

Соединение нескольких песен в единое композиционное целое переносит акцент с вокало- и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной на драму. В ходе спектакля происходит идентификация себя с образом, встречаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа. Так, исподволь, корректируется поведение учеников.

В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. У ребят повышается художественная компетенция. Даже если ребенок просто одел и поносил костюм, психотерапевтический эффект налицо. Работа над собственным имиджем, как и любая другая психотерапевтическая работа, сводится к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

Чтобы дать музыкальный фольклорный материал в полном объеме, нужны два часа музыки в неделю. Поэтому данное направление работы находит свое продолжение в деятельности школьной фольклорной студии «Русская сторонка».

Елена ЛОБАНОВА, учитель музыки СШ №14, города Мончегорска Мурманской области