- Когда-то был популярен лозунг «Учение с увлечением». Вы решили претворить его на практике?

- Нам далеко не безразлично, кто завтра придет в лаборатории и на производства. Вопросы модернизации системы образования сегодня становятся общенациональными, их решение требует серьезного подхода на всех уровнях. Научиться естественным наукам виртуально под силу очень немногим, школьникам нужны практические занятия. Возродить высокое качество российского образования, оснастить учебную базу современным оборудованием и новыми методиками - задачи первостепенной важности.

Поэтому мы хотим создать то, что может заинтересовать детей, что будет красиво и функционально, качественно и надежно, а также безопасно. Это, подчеркну, наша инициатива.

- И что представляет собой оборудование для «занимательной науки»?

- На сегодня нашей дочерней компанией «ЭКРОС-Балт» разработана и создана новая концепция класса для изучения предметов естественно-научного цикла. Это принципиально новый подход к оснащению школьных кабинетов учебно-лабораторной мебелью, лабораторным оборудованием, посудой и принадлежностями. Мы также снабжаем учителей методическими указаниями для проведения как лабораторных работ, так и демонстрационных опытов. Стоит упомянуть разработанные нашими специалистами наборы «Неорганика» и «Органика». Все это позволяет наглядно изучать химические процессы в рамках школьных программ для 8-11-х классов. Речь идет об оборудовании, созданном из современных материалов с учетом всех требований по безопасности, о полных комплектах реактивов и подробных методических указаниях. Помимо практичности, большое внимание уделяется дизайну и эргономике, что позволяет сделать обучение более комфортным.

- Школьные классы - проект только «ЭКРОСа», от начала и до конца?

- Да. И, кстати говоря, первое время наши инициативы не воспринимались, но затем отношение кардинально изменилось, ведь мы решаем общую задачу, помогаем детям получать нормальное современное образование. С 1999 года, когда компания приступила к реализации программы оснащения кабинетов химии в школах, мы получаем многочисленные положительные отзывы специалистов, дипломы выставок и благодарности от директоров и учителей.

А когда мы впервые представили свое школьное оборудование на международной выставке Worlddiddac в 2002 году в Швейцарии, многие фирмы отмечали: «Россия нас удивляет». Уже начаты поставки в некоторые страны Азии, идут переговоры с финской компанией, которая изначально хотела поставлять свое оборудование в Россию, но сегодня всерьез задумалась о покупке наших лабораторий для своей страны.

- Можно сказать, что все это оборудование от начала и до конца «made in Russia»?

- Мы сознательно включаем в комплекты оборудование иностранных компаний, которое логически необходимо. При этом мы не боимся сравнений. Результат все равно будет в нашу пользу.

- Итак, продукт, который вы создали, не только отвечает международным стандартам, но и согласован с требованиями наших педагогов. Какова его дальнейшая судьба?

- Есть в нашей стране такой удивительный парадокс: с одной стороны, в ходу лозунг «Дети - самое дорогое, что у нас есть», с другой - действует принцип «Школам надо подешевле».

Последние годы практически все закупки для государственных нужд, в том числе школьного оборудования, ведутся по конкурсной или тендерной системе. В принципе конкурс - это правильно. Вопрос в том, как он организован и по каким критериям проводится.

Критерии классического тендера - не только цена продукции, но и качество, а также сопроводительный сервис. В нашей же образовательной сфере смотрят только на цену. А по этому параметру мы однозначно уступаем: высокое качество не предполагает дешевизны. Естественно, мы обречены проигрывать в цене тем, кто свою работу делает хуже.

- И проигрываете?

- В ряде случаев - проигрываем. Особенно, когда объявляются не комплексные тендеры на поставку лабораторий «под ключ», а по отдельным направлениям: один - по мебели, второй - по приборам, третий - по реактивам и так далее.

- Это неправильно?

- Неправильно. Помните пословицу: «У семи нянек дитя без глаза»? В данной ситуации она полностью справедлива. Когда участников много, по-настоящему ответственных не найти, случись что непредвиденное, установить истину будет крайне сложно. А ведь химия - занятие более чем серьезное. Нельзя допускать в эту сферу случайных людей, важно не просто что-то поставлять, надо и прививать определенную культуру.

На сегодня по всей России нашим оборудованием оснащено более тысячи кабинетов. Но ведь реальные потребности в десятки раз больше. По данным таких организаций, как «Росучприбор», современные кабинеты физики и химии есть лишь в каждой пятой школе страны.

Образование - проблема социальная, следовательно, за ее решение отвечает в первую очередь государство. Мы, как граждане своей страны, можем помогать государству, но ни в коем случае не брать на себя его обязанности.

Поэтому надеемся, что государственный подход к проблеме изменится. Президент, мы это слышали уже много раз, постоянно ставит задачу: необходимо вкладывать в образование, в высшую и среднюю школу, потому что молодые специалисты ценнейший, наиболее дорогой ресурс России. Но ведь его ценность напрямую зависит от качества. Так что давайте объединим наши усилия. Вырастут ли среди юных химиков новые Менделеевы, зависит и от нас с вами!

Санкт-Петербург